В Формуле 1 есть команда, выступать за которую мечтал практически каждый пилот, когда-либо выходивший на старт гран-при. Это легенда не только Королевских Гонок, но и всего автоспорта в целом. Ее армия болельщиков насчитывает миллионы человек по всему земному шару. Речь, конечно, о Феррари!
История Скудерии как гоночной команды началась в далеком 1928 году, когда Энцо Феррари основал небольшую компанию по усовершенствованию спортивных автомобилей Альфа Ромео (понятия «тюнинг» тогда еще не существовало). Предприятие оказалось настолько успешным, что уже к 1933 году в Милане заявили, что официальным представителем их бренда в гонках становится команда молодого итальянца. Однако вскоре, в конце 30-х годов прошлого столетия, в руководстве автоконцерна решили свернуть гоночную программу и, соответственно, финансирование команды Феррари.
В итоге бывшее гоночное отделение Альфа Ромео во главе с талантливейшим менеджером в 1939 году стало независимой компанией, а в 1947 году выпустило первый гоночный автомобиль собственной разработки, носивший имя своего основателя. Именно с этого момента принято начинать отсчет летописи знаменитого бренда. И в прошлом году Скудерия отпраздновала свой семидесятилетний юбилей.
За этот период под знаменами Феррари выступало немало пилотов, вписавших свое имя в славную историю великой команды в рамках чемпионата Формулы 1. Всего же за 68 лет истории Королевского Класса 102 гонщика выводили на старт гонок болиды, собранные в Маранелло.
Первопроходцами стали Альберто Аскари, Раймон Соммер и Луиджи Виллорези, стартовавшие 21 мая 1950 года во втором этапе только что созданного Чемпионата Мира по автогонкам в классе Формула 1 — Гран-При Монако. К ним должен был присоединиться Питер Уайтхед, но из-за отказа силовой установки британец стартового флага не увидел. Первая же гонка для Скудерии закончилась подиумом – Альберто финишировал сразу за казавшейся непобедимой Альфа Ромео будущего пятикратного чемпиона Хуана-Мануэля Фанхио (кстати, один из своих титулов он завоевал в составе Феррари). Но, откровенно говоря, этот успех был также связан с тем, что два других пилота команды из Милана в споре за призовые места не участвовали – Фарина и Фаджиоли попали в стартовый завал, по итогам которого пелотон потерял сразу 10 из 19 стартовавших автомобилей. Но, так или иначе, начало истории было положено.
Своего первого триумфа команда ждала больше года. На Гран-При Великобритании, проходившем 14 июля 1951 года в Сильверстоуне, тучный аргентинец Хосе-Фройлан Гонзалес принес Скудерии первую победу, опередив Фанхио на Альфа Ромео практически на минуту. А предвестником этого успеха стала поул-позиция (также дебютная), которую Гонзалес завоевал накануне старта. Энцо после этого успеха был настолько впечатлен, что заявил журналистам: «У меня на глазах слезы. С одной стороны я счастлив, но с другой, есть ощущение, что я убил собственную мать».
А в следующем сезоне Феррари уже доминировала на трассах Королевских Гонок – Альберто Аскари стал первой суперзвездой Скудерии, наголову разбив всех соперников и выиграв два чемпионских титула подряд. Отчасти этому способствовали изменения в техническом регламенте – в 1952 и 1953 годах Чемпионат Мира разыгрывался по правилам Формулы 2, и Феррари оказалась практически единственной командой, у которой в наличии была уже готовая модель –Tipo 500.
Еще два титула Скудерия заработала в пятидесятых усилиями упомянутого выше Хуана-Мануэля Фанхио (1956) и Майка Хоторна (1958).
В шестидесятых главными героями «Красной Армии» стали американец Фил Хилл, и британец Джон Сертиз. Хилл праздновал победу в чемпионате 1961 года, правда титул был омрачен гибелью в Монце его товарища по команде Вольфгана фон Трипса, который уверенно лидировавшего в чемпионате вплоть до своей смерти. А Сертиз стал настоящей гоночной легендой. Будучи четырехкратным чемпионом мира по мотогонкам, он добавил к своим трофеям титул главной автомобильной гоночной серии в 1964 году. И на сегодня он остается единственным гонщиком в истории моторспорта, который побеждал в мировых чемпионатах как на двух, так и на четырех колесах.
Но с 1965 года в Формуле 1 началась «британская эра», и своего следующего титула итальянская команда ждала более 10 лет. Несмотря на то, что за этот период алые машины пилотировали такие признанные асы, как Крис Эймон и Жаки Икс, вновь взобраться на вершину гоночного олимпа по итогам года пилотам Феррари не удавалось. Но в 1975 году титул, наконец, вновь вернулся в Маранелло: чемпионат выиграл гонщик, поставивший в итоге новую планку рекордо¬в команды, сместив по всем показателям считавшегося лучшим до тех пор Аскари – Ники¬ Лауда. 15 побед, 23 поул-позиции, 12 быстрых кругов и 2 титула за 4 года! Это достижение было перекрыто только спустя почти 30 лет!
Еще один титул в 1979 году в борьбе со своим напарником по команде Жилем Вильневым добыл для Скудерии южноафриканец Джоди Шектер. На тот момент это выглядело справедливым, так как карьера Джоди подходила к концу, а для Жиля, казалось, все только начиналось: один из самых талантливых гонщиков своей эпохи стал в итальянской команде «своим в доску», а сам Коммендаторе называл его третьим сыном! Впереди виднелись многочисленные победы, титулы и слава…
Но, увы, начиная с 1980 года и вплоть до 2000, первенствовать по итогам гоночного сезона итальянцам не удавалось. Ближе всего к заветной цели команда была в 1982 году. В Маранелло построили отличную машину 126С2, а в партнеры к Вильневу пригласили еще одного яркого и молодого гонщика того времени — Дидье Пирони. Но судьба приготовила для Скудерии настолько драматичный сценарий в том сезоне, что написать подобный, наверное, не под силу было даже старожилам Голливуда…
Пилоты Феррари начинали сезон в качестве фаворитов и добрых друзей, но после гран-при в Имоле все изменилось с точностью до наоборот. В третьей гонке сезона напарники добыли дубль для команды, но выиграл француз, обогнав на последнем круге канадца. Жиль после финиша сказал, что получил приказ из боксов снизить темп, чтобы сэкономить горючее до конца гонки, и он был уверен, что партнеру передали точно такое же сообщение и что Пирони не станет его атаковать. Дидье же утверждал, что никаких приказов из боксов не получал и был уверен, что ведет честную борьбу с партнером по команде. Так или иначе, но после этого инцидента Вильнев заявил: «Теперь мы враги. И я ему отплачу»…
Но вендетты не случилось. На квалификации перед следующим этапом в Зольдере неудержимый канадец разбился, пытаясь доказать себе, команде, да и всему миру, что именно он является быстрейшим гонщиком Скудерии, и что победу в Имоле у него украли… А спустя еще три месяца, во время Гран-При Германии, также на квалификации, Пирони, ставший лидером команды и уверенно возглавлявший чемпионат, попал в аварию, итогом которой стали множественные переломы ног, поставившие крест на его карьере пилота. Кубок Конструкторов, доставшийся Феррари в том году, стал слабым утешением для команды…
В истории Алой Команды и до сезона’82 было немало трагических страниц. И именно Феррари принадлежит «черный рекорд» по количеству смертей в Формуле 1. Первой жертвой Скудерии стал бельгийский пилот Шарль де Торнако, погибший на тестах в Модене 18 сентября 1953 года. А за последующие тридцать лет команда потеряла еще 7 гонщиков: в последний раз в своей жизни красную форму надевали Аскари, Кастеллоти, Муссо, Коллинз, фон Трипс, Бандини и, наконец, Вильнев.
После того драматичного сезона и вплоть до конца 20-го века пилотам Феррари никак не удавалось взять чемпионский титул. Даже несмотря на то, что в этот период на стартовую решетку итальянские болиды выводили такие мэтры, как Ален Прост и Найджел Мэнселл, и такие талантливые новички, как Альборетто и Алези, что-то всегда мешало команде вновь оказаться на вершине. Стало даже казаться, что после смерти Коммендаторе в 1988 году команда уже никогда не сможет вернуть себе былую славу и навсегда останется «крепким середняком», пусть и с богатой гоночной историей.
Но все поменялось с приходом в Маранелло трех человек. Жан Тодт, Росс Браун и Михаэль Шумахер. Руководитель, стратег и пилот. Дипломатичный и хитрый француз, задумчивый и расчетливый британец и невероятно быстрый немец. Лучшие в своем деле. Эти трое прекрасно понимали, что еще пару лет, и у Скудерии уже не получится греться в лучах своей прошлой славы. И они, засучив рукава, стали строить команду фактически заново. Но даже им не сразу удалось раскачать инертный итальянский менталитет. Однако в итоге они создали настоящую «дрим-тим», работающую практически без осечек — 5 лет абсолютного доминирования в Формуле 1! Именно этим объясняются такие, кажущиеся фантастическими, рекорды Шумахера в общей статистике Первой Гоночной серии. Стоит ли говорить, что Михаэль стал лучшим гонщиком Скудерии за все времена?!
Но после ухода этой троицы, Феррари вновь никак не удается взять титул (Кими в 2007 стал чемпионом еще при Тодте). Хотя, дела обстоят не так уж и плохо (если не брать в расчет 2013 и 2015 годы), и вице-чемпионские титулы Массы в 2008, Алонсо в 2010 и 2012 и Феттеля в прошедшем сезоне это подтверждают. И главная интрига заключается в том, подействует ли на нового фаворита Красной Команды проклятие вице-чемпионства. Ведь пилоты, бравшие за Феррари второе место в чемпионате однажды, потом, как правило, так и не добирались до заветной вершины. Исключением являются только два человека: первый — Альберто Аскари, занявший второе место в 1951 году, а затем первенствовавший в 1952 и 1953; а второй — Красный Барон, уступивший Хаккинену в 1998, но взявший все титулы с 2000 по 2004 годы.
Станет ли Себастьян Феттель третьим исключением? Или же он будет одним из многократных чемпионов, так и не сумевших обуздать «итальянского жеребца», наряду с Простом и Алонсо? Так или иначе, у него есть еще как минимум три попытки, чтобы попасть в один из этих списков, ведь его контракт со Скудерией рассчитан до конца 2020 года.