В модельной линейке Toyota — новое для России имя. Что же это за загадочный «Форчунер» и кому он предназначен?
Внедорожник Toyota. На нашем российском рынке это звучит магически. Новый Fortuner обречён на успех уже только поэтому, и неважно, что действительно он нужен далеко не каждому.
Что это такое и как его правильно называть?
Fortuner — это полноценный внедорожник с рамной конструкцией, понижающей передачей, подключаемым полным приводом и блокировкой заднего дифференциала. Автомобиль построен на самой выносливой раме IMV от пикапа Hilux (у Toyota есть ещё две рамы попроще) и делит с ним многие узлы, но задняя подвеска — «легковая» пружинная. В модельном ряду марки Fortuner находится на ступень ниже Prado, хотя при первом взгляде на прайс-лист это не очевидно — базовый Prado дешевле Fortuner!
Fortuner собирается в Таиланде, но адаптирован для нашего рынка: увеличен бачок омывателя, добавлены подогревы и другие мелочи
Название модели произносится как «Форчунер» — с ударением на первый слог. В вольном переводе с английского (вообще, такого слова не существует) это значит что-то типа «удачливый». Такое произношение рекомендовано российским офисом Toyota и оно же вытекает из здравого смысла — давайте сразу называть автомобиль правильно. Если хочется углубиться в лексический вопрос — почитайте комментарии к этому посту в нашем Инстаграме, там мы обсудили эту тему подробно.
Внутри — без излишеств
Салон здесь семиместный, но просторным его не назвать — просто достаточный. Поэтому на роль экспедиционника Fortuner годится с оговорками. Третий ряд поднимается к стенкам багажника, а чтобы его демонтировать, понадобится инструмент и немного времени. На втором ряду хватает места по ногам, но вот потолок низковат для людей ростом выше 180 сантиметров. С первым рядом тоже не всё гладко — кресла не имеют регулировки поясничного подпора, а профиль спинки не самый удачный, поэтому при долгой езде может начать ныть спина.
Шумоизоляция хороша — на трассе не были навязчивы даже дополнительно ошипованные АТ-шные шины
Зато посадка удобная, с регулировкой руля по вылету. Хороша обзорность и доступ ко всем органам управления. Вообще, архитектура панели похожа на королловскую. Всё простенько, но приятно — в нужных местах присутствует кожа, а в целом материалы хоть и суровы, но соответствуют назначению автомобиля — салон выглядит износостойким и удобным для чистки. С функционалом тоже порядок, но разве что расстраивает отсутствие датчика дождя и полноценного подогрева лобового стекла (лишь зона щёток). Мультимедиа-система тоже не слишком удачная, но это общая проблема современных «Тойот».
Внедорожник не для дорог
На гладком асфальте Fortuner ведёт себя как большинство рамных машин — немного подрагивает всем телом на мелких волнах, поворачивает с ленцой, но понятно. При экстремальных манёврах ничего криминального не демонстрирует, просто на нём лучше ездить спокойно. На удивление невелики крены. А вот с ухудшением асфальта удовольствия от езды становится меньше — рытвины, заплатки, грубые швы, гребёнку и особенно острые ямы внедорожник Toyota ох как не любит. Тряска на разбитой дороге становится неприятной, а пробои нет-нет, да случаются там, где ты их не ожидал. Да и руль ощутимо «зудит» на такой поверхности.
Поэтому идеальное покрытие для «Форчунера» — это дорога через лес или поле. Вот здесь вы чувствуете, что купили универсальный автомобиль, которому всё нипочём. Можно мчать быстро и не бояться рельефа — в отсутствие мелких острых неровностей подвеска работает практически как раллийная и радует как относительным комфортом, так и контактом с поверхностью. Главное — не поймать раскачку на крупных волнах, потому что тогда вертикальные перемещения кузова легко дойдут до дискомфортных масштабов.
Скользкий вопрос
Да, это про полный привод «Форчунера». Здесь применена схема парт-тайм, когда передок подключается только для скользких покрытий. Многим дискомфортно ездить зимой с задним приводом, поэтому возникает вопрос — а что, если не выключать полный? Формально, если следовать инструкции, на сухом асфальте так делать не нужно. Но на практике об опасности для трансмиссии сначала предупредит датчик перегрева. Да и то, нам не удалось его разбудить, проехав ради эксперимента 50 километров по городу и сухой загородной трассе в режиме 4Н.
Поэтому на зимней дороге можно смело использовать полноприводный режим, а в остальных случаях — толкаться одной задней осью. Тем более, что даже без стабилизации заднеприводный Fortuner понятен на снежном покрытии, а с ней так вообще кроток — внезапно выпавший в Башкортостане снег дал нам возможность это проверить. А чтобы не было искушения играться с электроникой, стабилизацию можно отключать лишь стоя на месте. Впрочем, сложно спорить с тем, что более сложная дифференциальная трансмиссия Super Select у Mitsubishi Pajero Sport большинству водителей покажется более удобной и универсальной.
А если в поля?
А вот на бездорожье парт-тайм — классика. Любому, кто знаком с внедорожной ездой, она мила и приятна — достаточно понимать, как пользоваться понижайкой, где пригодится блокировка заднего дифференциала и как работает электронная имитация блокировок. Плюсом такой схемы является её простота и надёжность. Управляется всё это хозяйство одной крутилкой и парой клавиш. Понижающая передача в сочетании с системой помощи при спуске с горы позволяет низвергаться по действительно волнующим скользким спускам и взбираться на суровые подъёмы.
Доплатить можно только за цвет, любой кроме белого. Самый дорогой — белый перламутр за 39 тысяч, но это цвет не для Форчунера. Пять разных металликов стоят 26 тысяч
Очень приличная геометрия (честные 225 мм клиренса, углы въезда/съезда 29 и 25 градусов), плоское днище с защитой в нужных местах и блокировка заднего диффа (включается на понижайке) придаёт уверенности в колеях и рвах. Дизель прожорлив и не слишком тяговит на трассе, но на понижающей передаче его хватает на любые упражнения. Единственное нарекание — при движении на пониженном ряде передачи что автоматически, что вручную меняются с паузами и рывками. Это может сыграть злую шутку в критической ситуации, когда автомобиль без тяги успеет укатиться на лишние полметра, отделяющие траекторию от засады.
Сколько стоит и кто конкуренты?
Цены на Fortuner начинаются с отметки 2 599 000 рублей. Дорого, но зато это сразу дизель, автомат и богатая комплектация. Заканчивается прайс на 2 853 000 рублей. От базы «полный фарш» отличается кожаным салоном, электроприводами водительского кресла и багажника, системой бесключевого доступа и пуска двигателя, авторежимом всех стёкол, ассистентом спуска с горы, «восемнадцатыми» колёсами и хромированными дверными ручками. В базе из интересного есть диодные фары, задняя камера, парктроники, круиз, мультимедийка с 7-дюймовым экраном, руль с деревянной вставкой, обогревом и кучей клавиш, подрулевые лепестки и охлаждаемый бардачок.
Скажете, Prado можно купить дешевле? И да, и нет. За рекламные 2,2 миллиона это будет машина с механикой и пластмассовым рулём — видели когда-нибудь такую? Prado с автоматом и в бедной комплектации стоит уже 2 596 000 рублей и будет бензиновым. Дизель — это уже 2 853 000 рублей, и такой Prado имеет пятиместную конфигурацию, и оснащён хуже базового «Форчунера». Следующая комплектация уже уходит за отметку 3 миллиона. Поэтому Fortuner с Prado — вполне соперники, но только с Prado бэушным. И вот здесь уже можно крепко задуматься.
Потому что старшая модель почти во всём превосходит младшую (вот сюрприз) — салон просторнее и человечнее, подвеска мягче (но только в версиях без системы активных стабилизаторов KDSS), внедорожный потенциал выше (а вот здесь — наоборот, у версий с системами Crawl Control и KDSS). Но из новых автомобилей конкурент у «Форчунера» лишь один — Mitsubishi Pajero Sport. В нём более удобный постоянный полный привод и есть кое-какие преимущества в комплектациях — например, имеется версия с механикой за 2,2 миллиона, доступны датчики дождя и света, есть 2-зонный климат и круговая камера, а топовая акустика звучит лучше. При этом максимальная стоимость — такая же, как у «Форчунера». При заочном сравнении Pajero Sport проигрывает в эргономике салона и по настройкам подвески — «Митсу» совсем уж дубовый.
Кому действительно пригодится Fortuner?
Надо понимать, что Fortuner — не городской житель. Сложно представить, зачем иметь такой автомобиль в мегаполисе: для гладких дорог он избыточен, в повседневной жизни недостаточно комфортен, внутри теснее, чем ожидаешь. Эта машина любит пожёстче. Стройка, рыбалка, охота, дача, путешествия по лесам и полям — вот это её стихия! При этом Fortuner при всём его аскетизме — для небедных людей. Потому что те, кто покупает такой внедорожник и сдувает с него пылинки, просто врут сами себе. Это не ваша машина, не ведитесь на заветную формулу «внедорожник Toyota за 2,5 миллиона».
Правильный Fortuner после пары лет эксплуатации должен быть с царапинами от веток по лаку, заменённым маслом в редукторе после часа торчания в броде и отметиной на бампере от отстрелившего троса. Нет, это не инструмент для офроуда, но целевая машина для работы и приключений. Поэтому если хотите кататься на «большом джипе» — выберите более пафосный Prado. Если нужен чистый офроуд, проще взять более дешёвый Hilux и на разницу в цене его доработать. А Fortuner заявился в узкую нишу утилитарных внедорожников и своим появлением фактически удвоил предложение в ней. Жаль только, что цена получилась такой высокой — вчерашнему владельцу «Патриота» Fortuner не по карману. Ждём бензиновый вариант с более простой «базой».