Когда японские автомобильные компании в конце 1980-х вдруг перестали копировать американские и европейские машины, мир внезапно получил целую россыпь необычных, стильных и порой откровенно эпатажных автомобилей. А японские машины повышенной проходимости – это вообще отдельная история, которой мы и посвятили эту подборку.
Isuzu VehiCROSS
VehiCROSS выделялся на фоне других внедорожников своей эпохи как внешностью, так и прогрессивной системой полного привода. На асфальте ей управляла электроника на основе показаний 12 датчиков, а на бездорожье была доступна принудительная блокировка дифференциала. Машина продавалась только в Японии и США, но ее тираж с 1997 по 2001 год оказался очень скромным – всего 5958 экземпляров. VehiCROSS оснащался V-образной «шестеркой», совмещенной с 4-ступенчатым «автоматом», и позиционировался как спортивный внедорожник.
Subaru Baja
Модель Baja (читается как «Баха») выпускалась на заводе Subaru в Лафайете, штат Индиана, с 2002 по 2006 год. Необычный пикап на базе модели Outback дебютировал в 2000 году как концепт ST-X и вызвал интерес у публики. Однако, когда дело дошло до продаж, спрос оказался разочаровывающим: Subaru планировала ежегодно продавать 24 тысячи подобных машин, а в итоге было продано всего около 30 тысяч. За все 4 года производства.
Suzuki X-90
Этот двухместный внедорожник-тарга выпускался с 1995 по 1997 год. Больше не было смысла – продажи оказались пугающе низкими: за три года продано менее 10 тысяч экземпляров. Да и пресса X-90 не жаловала. Лишь для промо-акций Red Bull внедорожник подошел отлично, так как низкая крыша багажника позволяла без труда поставить на него огромную псевдобанку энергетика. Сейчас X-90 редко встречается даже в Штатах, где он продавался наиболее активно.
Honda Element
В техническом плане Honda Element очень близка к модели CR-V, однако по ее внешности этого не скажешь. Рубленый, похожий на кирпич кроссовер бросается в глаза не только массивным обвесом из неокрашенного пластика, но и отсутствием центральной стойки, из-за чего задние полудвери распахиваются против хода. Прототип Element назывался Model X – похоже, что любая машина с таким именем обязана иметь необычные задние двери.
Honda Crossroad
Если первое поколение Crossroad представляло собой Land Rover Discovery с шильдиком Honda, то вторая генерация, которая выпускалась с 2007 по 2010 год, стала семиместным кроссовером. Новинка заменила собой модель HR-V, но, помимо незаурядного дизайна с закругленным задним стеклом, Crossroad отличался еще и возможностью перевезти до семи пассажиров одновременно. За пределами Японии автомобиль не продавался – так что это настоящий JDM.
Infiniti FX
Infiniti FX сложно назвать стопроцентно японским автомобилем, но корни у него однозначно японские. Да и вряд ли кто-то будет спорить с тем, что внешность у FX была совсем необычная, а по силуэту он напоминал кроссовер-купе – форм-фактор, который стал по-настоящему популярным лишь спустя несколько лет. К сожалению, производство модели FX прекращено и информации о том, будет ли у нее преемник, пока нет.
Nissan Murano
Брат Infiniti FX, Nissan Murano стал попыткой Nissan сделать внедорожник из купе 350Z, а потом – из 370Z. Что, разумеется, нашло свое отражение в его смелом дизайне. А ведь еще был Murano CrossCabriolet, который и вовсе стал одним из первых серийных внедорожников-кабриолетов в нынешнем столетии (если не считать машины с пристегиваемым брезентовым верхом). Но идея Cross Cabriolet оказалась слишком смелой, потому продавался он так себе.
Nissan Juke
Двухэтажная оптика встречалась на автомобилях и до Nissan Juke, но именно этот кроссовер сделал ее знаменитой и популярной. Позднее «двухэтажность» появилась на многих моделях марки Citroen и даже на Jeep Cherokee. «Джук» и сейчас достаточно хорошо продается, несмотря на солидный возраст, и не последнюю роль в этом играет его неординарный дизайн.
Acura ZDX
Японский ответ BMW X6 в каком-то смысле получился даже лучше оригинала (за счет скрытых ручек задних дверей, а также ниспадающей крыши, которая доходит до самой кромки кормы). Однако высокой популярностью ZDX не пользовался и не пользуется сейчас.
Mitsubishi Pajero Jr. Flying Pug
Японцы помешаны на ретро-стиле и британских автомобилях. И иногда эта увлеченность приводит к неожиданным результатам – вроде Pajero Jr. Flying Pug. В 1997 году компания выпустила чуть более сотни таких внедорожников, которые по технике не отличались от обычного Pajero Junior, но имели очень необычную внешность в ретро стиле. Так компания попыталась оживить интерес к модели. Не вышло.
Toyota Classic
Впрочем, до уровня Toyota Classic даже предыдущему внедорожнику в плане дизайна далековато. Toyota построила на базе модели Hilux полностью новый автомобиль, визуально напоминающий Toyota AA (которая, в свою очередь, была стилистической копией Chrysler Airflow) и выпустила его ограниченным тиражом в 1996 году в честь 60-ой годовщины оригинальной АА. Построили ровно 100 экземпляров Toyota Classic по цене 75 тысяч долларов за штуку. «Хайлаксы» за основу брались заднеприводные, так что, несмотря на немалый клиренс, на бездорожье Classic не особо стремится.
Toyota FJ Cruiser
FJ Cruiser стал хитом даже в тех странах, куда официально не поставлялся: внушительные внедорожные способности, примечательная внешность в стиле Land Cruiser FJ40 и умеренная цена – все это позволило сформировать вокруг автомобиля армию преданных фанатов. В прошлом году производство внедорожника с распашными дверями без центральной стойки было прекращено.
Toyota Mega Cruiser
Как и Hummer H1, Mega Cruiser создавался для военных нужд, однако 140 экземпляров огромного внедорожника все же попали на гражданку. Попало бы, наверное, и больше, если бы не экономический кризис в Японии в конце 90-х, который вынудил Toyota сократить производство гражданских Mega Cruiser. Модель оснащалась турбодизельным двигателем объемом 4,1 литра и 4-ступенчатой автоматической коробкой передач. Несколько таких машин есть и в России.