Один из них — обычный Land Cruiser 200. А вторую машину придумал русский айтишник. Разница в цене — двукратная. Почему?
Тесные улицы немецкого Узингена едва не лопаются, пропуская через себя громадину «крузака». Но местные косятся скорее на диковинные номера с российским триколором. Неприлично большие и прожорливые по европейским меркам Land Cruiser 200 в Германии официально не продают, а тут к ним привыкли. Потому что из ворот неприметного ангара на окраине городка такие внедорожники выезжают регулярно.
Обычный Land Cruiser 200
Бронированный Land Cruiser 200
Российский рынок для защищенных «крузаков» де-юре закрыт. Они считаются продукцией военного профиля, на экспорт требуется разрешение немецких властей, а его нет — санкции... Но в республиках бывшего СССР такие машины ездят
Здесь, неподалеку от Франкфурта-на-Майне, компания Aurum Security наладила производство самых крутых гражданских броневиков. А затеял дело в 2011 году выходец из России! Нижегородец Андрей Ушаков выучился на IT-инженера, успел поработать программистом в Германии и получить степень MBA в английском Манчестере. Пока не осознал — увлечение баллистикой может стать еще и интересным бизнесом. Надо только прыгнуть выше головы, предложив заказчикам что-то покруче Mercedes-Benz S-класса, «семерки» BMW и Audi A8 заводского бронирования.
Что такое VPAM и другие сложные буквы
Задумать одно, сделать — другое. Скоро стало ясно: теоретических расчетов мало, иногда они вообще невозможны. Для реальной оценки защиты и нюансов установки брони нужны «живые» испытания. А без жесткого контроля и постоянной оптимизации технологии сборки не обеспечить стабильного качества. Поэтому Андрей, пополнив команду людьми из автоиндустрии, начал переделывать машины своими силами.
Обычный Land Cruiser 200
Задние боковые стекла у броневика обычные — за ними глухая бронестенка. Состав стали — ключевое в защите, поэтому держится в тайне. Нам лишь удалось подсмотреть, что пластины в дверях многослойные
В 2013 году Toyota Land Cruiser 200, доработанная по рецепту Aurum Security, успешно выдержала тесты на немецком полигоне iABG, первой в мире из гражданских моделей получив сертификат баллистической защиты уровня VR10 по стандарту VPAM. Для понимания: этот свод требований заменил известные нормы EN 1063/EN1522/23. Раньше было семь уровней стойкости брони, стало 14. Причем прежний высший класс B7 дотягивает только до девятого по VPAM. А есть еще натовский военный стандарт STANAG 4569, европейский ERV 2010 — они описывают также стойкость к подрыву, — отдельные требования для бронестекол, в том числе российский ГОСТ...
Какие издевательства выдержит «крузак»?
Как видите, в этой околовоенной бюрократии черт ногу сломит. Поэтому скажем проще: бронированный «крузак» VR10 можно поливать огнем из автомата Калашникова (а не просто три выстрела сделать, как в случае с B7), обстреливать под любым углом бронебойно-зажигательными пулями Б32 снайперской винтовки Драгунова, и пассажиры останутся целы. Toyota выдерживает детонацию противотанковой мины в 6 кг тротила под колесом и направленный боковой взрыв 15 кг TNT на высоте 1 м от дороги на дальности 2 м (имитация бомбы на обочине), не говоря уже о ручных гранатах. Этот броневик боится разве что противотанкового гранатомета да вольфрам-карбидовой пули калибра 7,62 мм, которая стоит дорого и купить ее почти невозможно даже на черном рынке — распространение опасного патрона жестко контролируется. Иными словами, надежнее такого Land Cruiser людей сберегут только армейские бронетранспортеры, и то не все.
Единственный гражданский конкурент «крузаку» — Mercedes-Maybach S 600 Guard. Он роскошнее, но специалисты относятся к нему настороженно. Дескать, тут как в кредитном договоре: надо читать мизерный шрифт под сноской-звездочкой. Вроде бы заявлен уровень защиты VR10, а стойкость к подрыву засекречена. Как там пойдет, случись нападение?.. К слову, сейчас больше половины атак на кортежи начинаются с эффектного (и часто эффективного) «ба-бах».
Почему Toyota, или Кому нужен суперброневик
А вдруг эта гонка антивооружений — перебор для реальной жизни? В сытой Москве или модном Нью-Йорке, пожалуй, да. На Ближнем Востоке другая история: народ там горячий, зачастую безбашенный, автоматами даже подростки балуются, а взрывчатку купить проще шаурмы. Поэтому каждый год правителям и толстосумам Ирака, Катара и прочих государств неспокойного региона Aurum Security оправляет десяток-другой бронированных машин.
Потому и выбор автомобиля-«донора» был очевиден — Toyota Land Cruiser и его люксовый собрат Lexus LX завоевали местный рынок благодаря выносливости, проходимости и достойному комфорту. Запчасти недороги и найти их легко, механики, случись поломка, хоть в пустыне машину на ход поставят. Броню причем резать не придется — для обслуживания предусмотрены технологические лючки.
Другое дело, мир меняется — увы, не к лучшему. Даже в Европе стало неспокойно, поэтому Aurum Security собирается расширять производство и штат (на постоянной основе в компании трудится дюжина специалистов, плюс наемные мастера) — бронированные «крузаки» приглянулись спецподразделениями Франции, Румынии, а машина на наших фото отправится служить в немецкий бундесвер.
Обычный Land Cruiser 200
Бронированный Land Cruiser 200
От тойотовского салона остается только центральная часть. Дверные карты, потолок меняют полностью. Системы безопасности работают все, кроме боковых шторок — их удаляют при установке бронекапсулы
Сколько стоит?
Впрочем, география заказчика на рабочий процесс почти не влияет. Разве что частники чаще предпочитают Lexus с кучей опций вроде раздельных задних кресел, а военных интересует, прежде всего, защита. Поэтому под бундесверовский проект закупили Land Cruiser в простейшей комплектации — с тряпочным салоном и даже без парктроников. На Ближнем Востоке такая машина в переводе на наши деньги стоит чуть больше 3 миллионов рублей (для сравнения, в России цены на «крузак» стартуют от 4 миллионов). Бронирование же по VR10 обойдется еще минимум в 120 000 евро, а если упаковать автомобиль спецоборудованием вроде пожаротушения, системы защиты от газовых атак и всякой роскошью вплоть до индивидуальной вышивки на коже сидений, прайс вырастет до 300 тысяч.
Дорого? Только если не сравнивать с заводскими броневиками. И есть варианты подешевле, чтобы не тащить машину в Германию. Волна спроса на личную безопасность помогла вылупиться на Ближнем Востоке десяткам мелких фирм, которые зачастую состоят из продавца и сварщика. Они кое-как распихивают по автомобилю стальные листы (иногда вполне качественные), вот только сотен тысяч евро на расчет и сертификацию продукта в целом у них нет. В итоге при взрыве такой броневик рассыпается карточным домиком, обычно убивая своих же пассажиров. А единственный выстрел, допустим, в стык двери и кузова под углом 45 градусов прошивает кабину.
Как его делают?
В Aurum Security на бронирование одной машины уходит 2-3 месяца. Land Cruiser полностью раздевают, раму усиливают, из кузова удаляют «лишние» внутренние элементы, оставляя, по сути, только внешнюю скорлупу в заводской краске. Это в целях маскировки. Заказчики предпочитают не провоцировать окружающих на проверку стойкости брони, поэтому даже тюнинговые обвесы в этой сфере не прижились. Защищенный «крузак» должен максимально походить на оригинал.
Фишка «крузаков» Aurum Security — приоткрывающиеся на 15 см бронестекла. Чтобы двигать 75 кг, каждый стеклоподъемник потребляет аж 15 ампер, из-за чего проводку приходится дорабатывать. Но самое сложное — маскировка усиленных дверных рамок: их не должно быть видно снаружи
Внутри же Land Cruiser меняется чуть ли не полностью. Под заводскую «кожу» вваривается бронекапсула, состоящая, по возможности, из цельных стальных плит толщиной до 23 мм. Сварка ослабляет защиту, поэтому сложные детали вроде перегородки моторного отсека делают бесшовными — методом горячей штамповки на немецком военном заводе. А десятислойные стекла Aurum Security производит самостоятельно: каждое толщиной 80 мм, боковые весят по 75 кг, а ветровое — 240! Тяжестей тут вообще много. Чтобы, например, те самые стекла не вылетели от хлопка петарды, приходится заменять их рамки. Поэтому дверь тянет на 140 кг, требуя оригинальных петель (выдерживают 2 тонны). И так во всем. В итоге бронированный по VR10 «крузак» страшно ставить на весы — они покажут без малого пять тонн, то есть почти вдвое больше гражданского внедорожника!
Пьяный за рулем (не по своей воле)
Получается, как в бородатом анекдоте: «А теперь со всем эти хозяйством мы попробуем взлететь...». Встречает бронированный «крузак» дружелюбно — специальный усилитель помогает распахнуть, а потом закрыть дверь. В салон же пролезать сложнее. Защитную капсулу посредством 3D-моделирования старались вплотную прижать к кузову, а оригинальные дверные карты — к броне. Но проем все равно узковат, и внутри места тоже ощутимо меньше. Если в обычном Land Cruiser воздуха столько, что в нем можно жить (путешествие из Москвы длиной в 5 тысяч километров через 4 страны оказалось не проблемой — прогулкой), то защищенная машина подпирает водителя под локоток и заставляет сидеть выше, мозоля взглядом верхнюю кромку ветрового стекла.
Обычный Land Cruiser 200
Бронированный Land Cruiser 200
Водителю броневика нужна особая подготовка и повышенная концентрация. Бывали случаи, особо горячие восточные парни переворачивали пятитонные внедорожники, не справившись с управлением
С обзорностью тут вообще интересно. Очевидно, толстенные бронестекла дают искажения. И к этому придется привыкать — водителей спецтранспорта даже обучают на тренингах, как правильно смотреть через такие окна. Иначе ощущение, словно залпом бутылку водки выпил: вокруг все плывет, сложно оценить расстояния и положение предметов вокруг. Напомню, вокруг теснота немецких улиц, а габариты «крузака» исполинские. Впрочем, в бескрайней пустыне должно быть проще.
Поворачивай заранее
Первое время крадешься по дороге с опаской — какие еще сюрпризы подкинет пятитонный аппарат, на который, кстати, формально нужны «грузовые» права? Опасения были насчет тормозов, которые и на гражданском «крузаке» слабоваты. О чудо — с бронированным Land Cruiser 200 ноль проблем: замедление плотное, стабильное, с адекватным усилием на педали. Потому что на защищенный внедорожник ставят моноблочные механизмы Alcon с 6-поршневыми суппортами спереди и 4-поршневыми сзади (за доплату идут 8 + 6!).
Обычный Land Cruiser 200
Бронированный Land Cruiser 200
На экстренный случай в броневике есть закрытый кодовым замком аварийный выход через багажник
Чем дальше едешь, тем больше смелости. Она водителю «крузака» VR10 нужна не только под огнем. Потому как прямую обе «Тойоты» утюжат ровно, а вот когда начинаются маневры, гражданский вариант воспринимается чуть ли не проворным хот-хэтчем. Броневик куда более инертен, команды ему надо подавать заранее, то есть рулить с упреждением. А вот крены на удивление небольшие, хотя на этой машине не стояли утолщенные стабилизаторы поперечной устойчивости.
Когда тяжело дышать
Видимо, секрет в усиленной ходовой части — массивные пружины с увеличенным количеством витков, другие амортизаторы лучше сопротивляются нагрузкам. Но и едет бронированный внедорожник жестче, хотя тут заметим, что гражданский вариант был с комбинированной гидропневматической подвеской, а с энергоемкостью у нее более чем порядок. Хотя вибрации неподрессоренных масс отчетливо ощутимы в обеих машинах.
Российский «крузак» разгоняет 4,5-литровый битурбодизель V8, дефорсированный до налогоугодных 249 сил. Арабский вариант идет с упрощенным вариантом этого мотора — с одним компрессором и отдачей 235 сил. Как же ему тяжело! Двигатель чуть ли не задыхается, натужно ревет, словно штангист на подходе. Шестиступенчатый автомат ударно втыкает передачи, аж кузов содрогается. На прямой гражданский вариант уходит от броневика в точку, а на пустяковом подъеме — в другую галактику. Топчи газ в пол, спортрежим включай, вручную понижай передачи — все мимо: обороты выше 2100 не растут, броневик не в силах нарастить темп. О максималке за 200 км/ч не может быть и речи — 140-150 км/ч оптимальны для такого аппарата.
В теории тут мог бы помочь чип-тюнинг. Андрею как раз пришла магическая коробочка фирмы CRS Tuning: втыкается в диагностический разъем, меняет настройки моторной электроники, обещая прибавку в мощности до 40%, в крутящем моменте — до 25%. Ставим и... 140 евро, кажется, потрачены зря. Чуть резче стала реакция на газ, но на том самом подъеме ускорение снова нулевое... Впрочем, когда мы уже вернулись в Москву, выяснилось, что топливный насос броневика не развивал требуемого давления. И сейчас машина вроде бы поехала заметно бодрее. Андрей даже прислал видеодоказательство с места наших испытаний, где видно, что стрелка тахометра до 4000 успевает подняться.
Это значит, есть повод вернуться в Узинген вновь. Что-то мне подсказывает, с такой энергией и математическим складом ума Андрей в развитии своих проектов не остановится.
Полноприводная трансмиссия, клиренс и внедорожные системы у броневика остаются. Но даже на сухом поле он оставляет куда более глубокие следы, а препятствия преодолевает с напряжением