Для многих бренд Lotus ассоциируется в первую очередь с бескомпромиссными дорожными спорткарами и успехами в гонках Формулы 1, но при этом у британской марки есть славный бэкграунд и в культовой американской гонке Indianapolis 500. И купить Lotus 34 можно было на аукционе.
За более чем вековую историю заездов по овалу в Индианаполисе примерно первые пять десятков лет к финишу победителями неизменно приходили машины с передним расположением двигателя. И вовсе не потому, что они были сильнее автомобилей с другой архитектурой. Секрет успеха переднемоторников заключался в том, что иных вариантов техники в то время просто… не существовало!
Долгое время в среде автомобильных конструкторов любая мысль разместить двигатель как-то иначе, чем в передней части, отвергалась категорически на стадии замысла — мол, ересь! Приводили в пример конные упряжки, где лошади всегда оказывались впереди повозки. Однако, в какой-то момент двигатель всё-таки осмелились перенести за спину гонщика. И тут всё закрутилось.
Инженерному гению Колина Чепмена и его команде Lotus в заслугу вносят создание первой машины Формулы 1 с монококом, использование двигателя и коробки передач в качестве структурных элементов шасси, перенос радиаторов в боковую часть автомобиля, повышенное внимание к аэродинамике и существенный вклад в развитие этой составляющей своих гоночных машин.
Лучшим подтверждением подхода Lotus к своей работе служат 7 Кубков конструктора и 6 титулов в личном зачёте, завоёванные в Формуле 1, а ещё 74 выигранных Гран При, 102 поул-позиции на этапах чемпионата мира и 65 быстрейших кругов. И, конечно, популяризация среднемоторных гоночных автомобилей в… IndyCar!
Колин Чепмен уважал автоспорт в любых его проявлениях (вспомнить стоит и участие в суточном марафоне «24 часа Ле-Мана»), но всё же приоритетом для британской марки оставались гонки машин с открытыми колёсами. Участвуя в Формуле 1, Lotus не мог игнорировать сверхпопулярный 500-мильный заезд по овалу в Индианаполисе. И в 1960-е годы в Indianapolis 500 на старте появились среднемоторные Lotus.
Штурмовать Индианаполис компания Чепмена взялась совместно с Ford. Для болида был подготовлен 4,2-литровый 425-сильный бензиновый двигатель Ford V8 с коробкой передач ZF 2DS20. Речь сейчас конкретно о Lotus 34, который был построен к Indianapolis 500 сезона-1964. Это была вторая машина Lotus, созданная для серии Champ Car, и в целом она повторяла предшественника Lotus 29 (он в свою очередь базировался на Lotus 25), отличаясь от него силовым агрегатом.
Поул-позицию в том году взял Джим Кларк, но после лидерства на протяжении 14 кругов вынужден был сойти из-за поломки подвески, которую вызвали проблемы с шинами Dunlop. По причине появления тех же симптомов был снят с гонки Дэн Герни, Парнелли Джонс выбыл после пожара на пит-стопе, а победителем внезапно стал Энтони-Джозеф Фойт.
Этот же гонщик в 1965 году за рулём Lotus 34 установил рекорд трассы в квалификации со скоростью 161,233 мили в час или 259,479 км/ч, завоевав поул-позицию. Увы, выиграть «Эй-Джею» в тот сезон Indianapolis 500 не удалось. Впрочем, в Индианаполисе этот пилот побеждал четырежды, а кроме того финишировал первым в Daytona 500, «24 часах Ле-Мана» и «24 часах Дайтоны». В наши же дни его Lotus 34 можно было купить на аукционе.
Дом Bonhams выставил на торги Lotus 34 с шасси 34/2, на котором в 1964 году в тренировках в Индианаполисе ездили Джим Кларк и Дэн Герни, но наибольших успехов за рулём этой машины добился Фойт — Энтони-Джозеф принёс Lotus 34 четыре победы и сделал его самой успешной моделью британской марки в американских гонках.
В 1966 году «Эй-Джей» оставил автомобиль в своей коллекции, а в 1992 году продал с аукциона Garage Sale на Indianapolis Motor Speedway. Новым владельцем стал Джон Фишер, экс-член команды Фойта, который смог выпросить у Энтони-Джозефа ещё и комплект запчастей для Lotus 34.
Учитывая, что машина участвовала в гонках не так и много времени, а после окончания спортивной карьеры оказалась в частной коллекции, а потом пережила качественную профессиональную реставрацию, на аукционе она долго не задержалась.
Стоит ли удивляться, что за Lotus 34 на торгах заплатили $1150000? Закономерная цена за отлично сохранившийся исторический гоночный автомобиль, который имеет выдающуюся биографию и звёздного владельца.