В такой до обидного короткой — всего-навсего четыре сезона — истории раллийной группы B наберется целая прорва героев, легенд и мифов. Подобное изобилие событий не то, что другим гоночным серия, многим государствам не снилось за все время существования.
С тех пор прошло не так уж и много времени, но некоторые из эпических историй легендарной эпохи звучат скорее как вымысел, нежели правда, представляясь плодом чьего-то неуемного воображения. Одна из таких легенд связана с неподражаемой Lancia Delta S4 и легендарным пилотом Хенри Тойвоненом.
К слову, поул-позишн на Гран-при Португалии 1986 года выиграл Айртон Сенна на Lotus Renault
Могла ли Lancia Delta S4 бросить ему перчатку? Пусть даже и заочно?
Утверждается, что в 1986-году во время спецучастка ралли “Португалия”, проходившего на кольцевой трассе “Эшторил”, Хенри показал такое время круга, которое позволило бы ему стартовать с четвертой (по некоторым данным с шестой) позиции на Гран-При Португалии F1! Кстати, историю эту мне приходилось слышать и в других вариациях: вместо Lancia Delta S4 фигурировал другой монстр группы B — Peugeot 205 T16 E2, а вместо Тойовонена почему-то Найджел Мэнселл. Неизменным оставалось только фантастическое время автомобиля группы B на “Эшториле”.
Хенри Тойвонена многие называют лучшим раллистом из тех кому так и не суждено было стать чемпионом
Возможно, человека далекого от мира автоспорта вводные эти не слишком и шокируют. Хотя на самом-то деле это самая настоящая фантастика! Автомобили “Формулы-1” во все времена считались вершиной технического прогресса в мире автоспорта. Тем более речь, о середине 80-х — периоде расцвета турбоэры, когда в квалификационной форсировке двигатели машин F1 приближались, а то и переваливали за 1000 л.с! Как вообще возможно, чтобы раллийный автомобиль, отнюдь не заточенный под максимальную скорость, на равных сражался с лучшими представителями Гран-при, пусть даже в заочном формате одного быстрого круга?!
Нереально? Сейчас разберемся.
Во-первых, речь идет не просто об автомобиле группы B, но о, пожалуй, самой совершенной и крутой тачке из всего этого безумного племени. Lancia Delta S4 по факту так и не выиграла ни одного чемпионского титула, но лишь потому, что появилась слишком поздно. Автомобиль дебютировал на трассах чемпионата мира на заключительном этапе сезона-1985. Причем, Хенри Тойвонен и Маркку Аллен уже на первой же гонке принесли Lancia двойную победу! Невероятно крутой результат для дебюта.
Lancia Delta S4 — самый, пожалуй, крутой автомобиль группы B
“Четверка” по сути логическое развитие Lancia 037 — первого автомобиля группы B, который выиграл этап чемпионата мира. Красавица “тридцать седьмая” полюбилась болельщикам и пилотам, но стала жертвой недальновидности итальянских инженеров вовремя не рассмотревших потенциал полного привода. Сложно поверить, но Lancia 037 была заднеприводной…
Lancia Delta S4 (изначально проект назывался просто Lancia 038) стал не просто работой над ошибками, а огромным скачком вперед. На “четверке” появился не только полный привод, итальянцам удалось исправить даже промахи конкурентов. В частности проблему турболага, доставляющую много сложностей пилотам Audi и Peugeot, на Lancia решили кардинальным образом — установили вдобавок к турбонагнететелю еще и механический компрессор. Хотя правильнее сказать наоборот. “Суперчарджер”, добавлявший машине прыти на низах, ставили еще на 037-ю. Теперь компанию ему составила и турбина с промежуточным охладителем наддувочного воздуха, дарившая двигателю второе дыхание в основном рабочем диапазоне. В итоге би-наддувный мотор, разработанный знаменитым Клаудио Ломбарди, в будущем менеджера Scuderia Ferrari в F1, при скромном объеме в 1,8 литра (1759 см3, если быть точным) выдавал порядка 450 л.с. И это, скажем так, в стоковом варианте форсировки.
Главной проблемой мощного, но сложного мотора Delta S4 считалась повышенная требовательность к эффективности систем охлаждения. Поэтому машину в шутку называли холодильником на колесах
1,8-литровый мотор с компрессором и турбонаддувом выдавал 450 л.с. Как минимум…
Еще один несомненный плюс автомобиля — низкая масса. Скромная кубатура мотора выбрана с тем расчетом, чтобы попасть в категорию до 890 кг, разрешенную регламентом B. Кузовные панели Delta S4 изготавливали из сверхтехнологичного по меркам 80-х кевлара. В результате показатели удельной мощности составили впечатляющие 1 л.с. на 2 кг!
.
Обратной стороной медали стал очень сложный даже для профессиональных раллистов характер управляемости автомобиля. Опытный Маркку Аллен, за свою карьеру переездивший на десятках раллийных автомобилей, всегда крайне прохладно отзывался об S4, именно эту Lancia называя “машиной, к которой у меня нет никаких чувств”.
Рабочее место S4 Хенри Тойвонена. Сегодняшние раллисты, наверное, и не помнят каково это — гонять на 'палке'
Гораздо более близкий контакт с “четверкой” наладил Хенри Тойовонен. В отличии от многих соотечественников, финн начинал гоночную карьеру в картинге и кольцевых гонках. Именно со времен “кольца” он привык не просто, образно выражаясь, быть наездником, но и участвовать в доводке машины: чувствовать, понимать, улучшать ее. Талант гоночного инженера здорово пригодился Тойовонену и в мире ралли. За эту особенность есть особенно ценили механики и конструкторы. Именно она помогала ему усмирять самые непослушные и капризные в управлении автомобили, к числу которых безусловно относилась и Delta S4.
Гоночная семья. Хенри Тойвонен (на фото справа) вместе с отцом и братом
Теперь же давайте попробуем сложить все имеющиеся вводные.
Итак, дано: Lancia Delta S4 — возможно (вернее, скорее всего) самый совершенный (при всей своей специфике) автомобиль группы B, который даже в базовой по сути конфигурации развивал 450 л.с., а его тестовые и экспериментальные версии выдавали по разным данным от 530 до 800 л.с. Плюс Хенри Тойвонен — не просто раллист от бога, но и умудренный опытом кольцевой пилот, не понаслышке знакомый со спецификой гонок на автодроме, умеющий к тому же выжимать максимум из техники. Возможно ли, что этим двоим удалось выиграть доп на “Эшториле” в 1986 году со временем, с которым не стыдно было бы показаться на стартовой решетке “Формулы-1”?
Если бы история со временем на Эшториле была бы правдой, то Герхарду Бергеру на Benetton BMW пришлось подвинуться с четвертого места на стартовой решетке Гран-при Португалии-86
А возможно это Нельсону Пике на Williams Honda пришлось откатиться с 6-й строчки… Впрочем, к чему гадать? На самом деле все было немного иначе
Барабанная дробь. Открываем конверт и достаем бумажку с ответом, на которой написано одно лишь слово: “Нет”. Как говорится, этого не могло быть, потому, что не могло быть никогда. Уже хотя бы на том основании, что спецучасток на “Эшториле” попал в программу ралли “Португалия” только в 1987 году, когда не существовало уже ни группы B, ни, увы, самого Хенри Тойвонена.
И все же дыма без огня не бывает. История с четвертым (или с шестым) временем Lancia Delta S4 на португальском автодроме имеет под собой реальные основания.
Дело действительно происходило на знаменитой трассе в престижном пригороде Лиссабона. И тут, в самом деле, не обошлось без Тойвонена и свирепой Delta S4. Просто описываемые события происходили не во время, а накануне гонки. За пару недель до старта ралли “Португалия-86”, заводская команда Lancia проводила закрытые тесты на “Эшториле”, испытывая в том числе и перспективные версии S4. На одной из таких машин, вполне возможно речь о топовой 800-сильной версии, хотя, наверняка, ручаться невозможно, Хенри и промчал круг со временем достойным “Формулы-1”.
Нинни Руссо, менеджер раллийной команды Lancia, лично подтверждающий правдивость этой истории, указывает, что результат Тойвонена попал в десятку лучших времен не квалификации Гран-При Португалии (который состоится только осенью 1986-го), а предсезонных тестов команд F1 на “Эшториле”. Точнее данных нет — информация о тех закрытых тестах просто не сохранилась.
Нинни Руссо общается с Тойвоненом и Серджио Кресто
Скептики будут правы, утверждая, что четвертая позиция на стартовой решетке Большого приза “Формулы-1” и время “в первой десятке” на предсезонных тестах — это две огромные разницы. Но мне гораздо более значимым кажется факт, что вся эта история с заочным противостоянием автомобилей группы B и F1 имеет под собой правдивый фундамент.