Типичный случай из серии “раньше было лучше, потому что раньше было веселее”. Сегодня Toyota c переменным успехом сражается с Volkswagen за звание крупнейшего автопроизводителя планеты, однако, по-настоящему фановых, прикольных тачек в гамме японского гиганта, как говорится, днем с огнем.
Ну, конечно, GT-86, это да. А еще-то? Неудивительно, что все с таким нетерпением ждут возрождение “Супры”, новую версию которой обещают показать на салоне в Токио.
Самая стильная Toyota начала 90-х? Конечно же, Sera!
На рубеже 90-х до первого места в масштабах мирового автопрома “Тойоте” было еще далековато, зато клевых машин фирма выпускала гораздо больше. Кто не помнит хотя бы классные MR2 и “Селику”?! Но это ведь так — верхушечка айсберга. Во времена, когда экономический пузырь Японии еще только раздувался и, как казалось, совершенно не желает лопаться (ха-ха!), местный автопром реально катался как сыр в масле. Именно в ту пору на свет один за другим нарождались амбициозные проекты выхода в премиальный сектор (Lexus, Infiniti, Acura и чуть не состоявшаяся Amati), а JDM-рынок наводняла прикольная, нетривиальная, просто экзотическая порой техника. Скажем, Mitsubishi на серьезных щщах строила конкурента Ferrari — 3000 GT помните такую?! — и заказывала обвесы для своих топовых седанов у AMG. У Mazda находились бабки не только на дорогостоящую гоночную программу в Ле-Мане, но и на гарантийные выплаты по роторно-поршневым RX-7: клевым, быстрым, но как и все оснащенное двигателем Ванкеля не особо долговечным. Да, что там — в ту пору даже в модельной гамме Suzuki и Daihatsu появлялись симпатичные машинки, соответственно, Capuccino и Copen. Ну и Toyota тоже не отставала.
В виде концепт-кара Toyota AXV-II не был такой уж бомбой…
Зато в серийном виде шокировал и удивлял
Конечно, основную тучу бабок японцы слили в вывод на рынок США "Лексуса" и разработку и запуск первого “Приуса” (это впрочем, случится чуть позже), но и о красоте тоже не забывали. Представленный на Токийском автосалоне 1987 года концепт-кар AXV-II, правда, мог показаться даже слишком простоватым для концепта. На фоне того безграничного и порой бездумного футуризма конкурентов, трехдверный хэтчбек с тележкой от обычного “Старлета” выглядел пресно. Стеклянные двери, наподобие крыльев бабочки открывавшиеся наверх? Да, прикольно, но не слишком концептуально что ли… Об этом прототипе обязательно забыли, но уже в феврале 1990-го Toyota довольно неожиданно приступила к его… серийному выпуску!
Общий тираж модели за без малого пять лет на конвейере составил чуть меньше 16 тысяч штук. Неплохой выбор для любителей янгтаймеров
В плане дизайна отличить концептуальный AXV-II от конвейерной версии, получившей имя Sera (с французского это можно перевести как “будет”, “случится”, то есть глагол “быть” в будущем времени), отличить не просто. Главное, уникальные двери в стиле "крыло бабочки" и стеклянный колпак над задней частью салона перекочевали в серию без каких-либо изменений. И это было круто само по себе.
Конечно, подобную конструкцию дверей и прежде можно было встретить на многочисленных гоночных автомобилях. Но на серийное машине подобное появилось впервые. Если не считать, конечно, Alfa Romeo 33 Stradale, в период между 1967-м и 1969-м годами выпущенную тиражом аж в целых 18 экземпляров. Toyota Sera хоть и не претендовала на статус миллионщика, но все-таки планировалась к производству в гораздо более серьезных количествах.
Alfa Romeo 33 Stradale
Прикольные двери плюс прозрачная задняя часть крыши, выполненная из одного стекла, стали главным хотя и единственным ярким дизайнерским событием модели. В техническом плане все было бесхитростно и надежно. Все та же платформа Starlet/Paseo с топовым для семейства 1,5-литровым впрысковым четырехцилиндровым мотором. Двойной распредвал, четыре клапана на цилиндр, мощность 110 л.с., сухая масса в 900 кг и хорошая по тем временам аэродинамика обеспечивали максималку в 195 км/ч. Очень не кисло для малышки длинной всего 3,86 метра — это, на секундочку, размеры Peugeot 206!
С закрытыми дверьми машина смотрится гораздо менее экзотично, но все равно элегантно.
Интерьер тоже без всякого футуризма
Ну и места сзади — кот наплакал…
Впрочем, спортивной Sera, несмотря на приличный потолок скорости и 5-ступенчатую механику (был еще и 4-скоростной “автомат”), не считалась. Очень мягкие настройки подвески намекали — это машина для тех кто не шпарит на все деньги, а просто любит передвигаться на стиле. Маркетологи Toyota даже разграничили дистрибуцию модели. Футуристичная Sera эксклюзивно предлагалась через сеть Toyota Corolla store, тогда как за маленькой зажигательной MR2 покупателей отправляли в шоу-румы Toyota Vista store. И все же — вот удивительное дело! — именно неспортивная по задумке самих же создателей Sera во многом повлияла на дизайн одного из известнейших гиперкаров всех времен и народов. Речь, между прочим, о McLaren F1.
И у кого Гордон Марри позаимствовал идею с дверями для McLaren F1? Сам маэстро ничего и не скрывает…
“Дело было в начале 90-х. Кто-то из моих соседей купил Toyota Sera и я каждый день проезжал мимо нее по пути на работу, — вспоминает Гордон Марри, один из величайших конструкторов “Формулы-1” и создатель первого дорожного McLaren. — Мы как раз находились в поиске основной идеи экстерьера F1 и маленькая Toyota с ее необычными дверями дала толчок всему проекту. В конце-концов мы договорились с владельцем Sera, что одолжим ее на время и, можно сказать, весь дизайн McLaren F1 ведет отсчет именно с этого момента”.
Крутяк, что тут скажешь. Выходит, сегодня каждый владелец Toyota Sera имеет все основания гордится что ездит на автомобиле, которым самого великого Гордона Марри вдохновил на создание великого McLaren F1! Ну и как ее такую не хотеть?!
Прекрасный пример оверинжиниринга — несмотря на сложность конструкции и уже почетный год выпуска двери Sera и сегодня работают без нареканий
А еще Toyota Sera популярный объект для самого разного тюнинга: от боди-кита до свапа