В 1960-е годы люди по обе стороны мира грезили космосом, который порождал соответствующие фильмы, моду и фантастические представления о будущем. Одним из образцов такого будущего стал концепт-трак Chevrolet Turbo Titan III, который удивлял не только своей внешностью, но и невиданными в 1965 году технологиями.
Где-где, а в США 1960-е вспоминают с особой ностальгией: электричество и бензин были дешевыми, автомобили – большими, а забот становилось все меньше. В те годы Америка решила развивать аэрокосмическую и военную отрасли, и это оказывало сильнейшее влияние и на другие сферы жизни. Именно тогда автопроизводители добились резкого скачка в технологиях и устройстве двигателей внутреннего сгорания, а затем обратили свой взгляд на газотурбинные силовые установки. На этой волне увлечения космосом и появился Chevrolet Turbo Titan III.
Chevrolet приступил к созданию газотурбинного двигателя еще в начале 1950-х и, представьте себе, не был пионером – Chrysler прощупывал почву на этом поприще еще до Второй мировой войны. Преимуществ у таких моторов была масса: высокая тяга с низов, меньше подвижных элементов (и более редкий ремонт и обслуживание), компактные размеры, а также огромное количество тепловой энергии, которую можно было задействовать, например, для обогрева салона зимой.
Именно этим и руководствовались в Chevrolet, когда поставили газотурбинный двигатель GT-309 на Turbo Titan III. Тройка в названии появилась неспроста – было построено два ранних прототипа грузовика, но оба они получились не слишком удачными. Зато третий вышел на загляденье: вместе с кастомным полуприцепом Chevrolet Turbo Titan III растянулся в длину на 15 метров, а полная масса автопоезда составляла 35 тонн.
Кузов был изготовлен из стеклопластика и стали и имел две ключевые особенности. Во-первых, это блоки фар и указатели поворотов, которые выезжали из переднего бампера (обратите внимание, как автомобиль выглядит в «спящем» состоянии с убранными фарами на предыдущем снимке). Во-вторых, это двери типа «крыло чайки» – да, позже, чем у Mercedes 300SL, но раньше, чем у Tesla Model X.
Главной же особенностью Turbo Titan III, несомненно, был двигатель. Разработка агрегата GT-309 велась 15 лет и до грузовика его испытали на концепте Firebird, автобусе Turbo-Cruiser и более чем дюжине прототипов компании Allison. Мощность мотора составляла 280 лошадиных сил, крутящий момент – 1200 Ньютон-метров. И это был не самый мощный газотурбинный двигатель, которым располагала GM на то время – у Chevrolet Bison 1964 года, например, отдача силовой установки составляла тысячу лошадиных сил!
Традиционная автоматическая коробка передач Allison на грузовике Turbo Titan III соединялась с газотурбинным двигателем через специальный алюминиевый адаптер. Гидравлический ретардер при этом из нее был убран, как и компоненты гидротрансформатора. Передач было шесть.
В салоне Turbo Titan III тоже было на что посмотреть. Например, на два диска рулевого управления. На самом деле, он мог быть и один, просто система продублирована на случай отказа одного из дисков. Панель регулировалась по наклону для большего комфорта водителя. Кроме того, здесь были сиденья самолетного типа с интегрированным подголовником, а также FM-радио и телефон! И все это – в 1965 году.
При этом, у Turbo Titan III были все шансы стать серийным – компания Chevrolet ради собственного престижа могла себе позволить выпустить дорогой грузовик со сложным в производстве газотурбинным двигателем. Но в 1970 году в США ввели ограничения по выбросам вредных веществ и оказалось, что адаптировать к этим нормативам машину с таким двигателем слишком сложно. Проект был заморожен до лучших времен. Которые, увы, так и не настали.