«Мы не настолько богаты, чтобы отдыхать в Крыму», «Были в прошлом году, в этом выбрали Турцию» …
Увы, таких мнений много. Меня, как человека, влюбленного в Крым, ранят эти слова, но я отдаю должное справедливости — все именно так. Уникальная атмосфера жемчужины Тавриды меркнет на фоне диких цен, ущербной инфраструктуры, отсутствии нормальной логистики. Вот отсюда и падение туристического спроса, а то погода, Турция…
Крым, бывший лидером самых популярных туристических запросов в российском сегменте поисковой системы Google по итогам 2015 года, сейчас спустился на 14-е место. Второе место по популярности после направлений внутреннего туризма заняла Турция, третье — Таиланд.
Конечно, лето в этом году пришло поздно, и не только на ЮБК, да и море долго прогревалось. Пожалуй, на этом перечень субъективных факторов заканчивается. Дальше начинается длинный список объективных, некоторые из них накапливались десятилетиями, и открытие Турции не самый главный из них.
Вот только два пункта, которые напрочь убивают желание россиян ехать на крымскую Ривьеру.
Дорога
Большей частью россияне добираются на юг самыми консервативными способами: на машине или на поезде, самолет не всем по карману, но о нем позже. Но кому охота платить от 1700 рублей за машину на переправе в один конец (хорошо, хоть с очередями там разобрались), а потом делать крюк в 200-300 км и отдавать сумасшедшие деньги за жилье, качество которого оставляет желать лучшего?
«С появлением Крымского моста туристическая отрасль Крыма заживет другой жизнью. Уже к сезону 2019 года, когда откроется движение по автомобильной части Крымского моста, мы ожидаем рост турпотока примерно на 20-30%», — считает министр курортов и туризма Крыма С. Стрельбицкий.
Хотелось бы верить, что наличие нормальной трассы и моста побудить часть россиян снова вернуться в Крым и приехать с ним знакомиться.
Авиа
И тут даже уже не простые туристы, а минкурортов РК бьет в колокола. «Перелет в Крым обходится на 30% – 40% дороже, чем Сочи. И у такой разницы нет никаких оснований, кроме желания перевозчиков получить сверхприбыль. Республика не может повлиять на эту ситуацию, вопрос может быть решен только на уровне федерации. Однако все, чего пока удалось добиться – проверки обоснованности тарифа, которую проводит ФАС», — заявил С. Стрельбицкий на Крымском транспортном форуме.
Поиск авиабилетов на Момондо.ру в Симферополь, Сочи и Анталью на одни и те же даты (29 июля – 5 августа) показал, что улететь в Сочи действительно можно дешевле, чем в Симферополь, при этом Анталья (Турция) почти в том же ценовом диапазоне. Так, самый дешевый билет туда–обратно в Симферополь обойдется в 12–15 тыс. рублей, в Сочи – в 10–12 тыс. рублей, а в Анталью – в 14–16 тыс. рублей.
В Москве говорят, что государство может влиять на процесс ценообразования только с помощью дотаций. Перелеты в Крым субсидируются, другое дело, что воспользоваться этой субсидией может только ограниченный круг пассажиров.
Размещение
О курятниках в севастопольской Каче я уже писал не один раз.
Но беда даже не в том, что кто-то это настроил, а власти до недавнего времени чесали затылки. Вся проблема — там останавливаются и за эти хибарки платят!
А пока будет спрос, будут и предложения.
Тем более, что отели и туроператоры просто взвинтили цены. «Реалии сегодняшнего дня — это то, что турист переориентировался на частный сектор. Сегодня из-за цен, которые выставляют некоторые отельеры, они не заслуживают туристов. Турист ушел в частный сектор», — таково мнение все того же министра туризма РК. В мае 36% посетивших Крым туристов выбрали отдых в частном секторе. При этом 48% туристов планировали свой отдых самостоятельно, а не через туроператоров.
Турпутевка в приличный отель на семью (два взрослых и один ребенок 6 лет) с полным пансионом (all inclusive) что в Крым, что в Анталью обойдется почти одинаково — в 145 тыс. рублей. Турпакет включает 14 ночей отдыха в первой половине августа. В Крыму это будет отель «Ялта-Интурист», в Анталье Grand Park Lara (пять звезд). Однако в крымский турпакет не включен авиабилет, в отличие от турецкого. А это еще плюс 45 тыс. рублей. Или вот яркий пример — Гурзуф дороже Италии.
Самое недорогое предложение по Турции — это 20 тыс. рублей в трехзвездочном отеле с перелетом и all inclusive, тогда как в Крым за 20 тыс. рублей можно только лишь прилететь плюс прокатиться на такси из Симферополя в Ялту.
По данным Onlinetours.ru, наиболее популярный тип тура в Крым (с размещением в отеле 3* на 7 ночей) в среднем стоит 65,3 тыс. рублей. В прошлом году этот показатель составлял 40,5 тысяч.
А цены в прибрежных ресторанах и кафе? Это вообще отдельная песня. Такое впечатление, что каждое заведение питания пытается с одного клиента заработать сразу и на месячную аренду, и на зарплату сотрудникам. А транспорт? А пляжи?..
Вот мнение одного из бывших отдыхающих, ныне отдавшего предпочтение Турции, Петра Шкуматова:
«К сожалению, в Крыму абсолютно не развита туристическая инфраструктура. Например, человек, который прилетает в аэропорт Симферополя, тут же становятся добычей нелегальных таксистов, которые дерут с отдыхающих по три шкуры. Многие, кто отдыхал в Крыму в прошлом году, были крайне раздражены абсолютно не решенным транспортным вопросом. Чтобы добраться из аэропорта к месту отдыха, либо нужно платить большие деньги таксистам, либо нужно изворачиваться и гадать с общественным транспортом, что очень неудобно и некомфортно».
В украинский период полуостров посещало 1,5–2 млн россиян, это была стабильная цифра. За последние два года Крыму удалось привлечь 3,5 млн новых российских туристов к тем 2 млн постоянных клиентов. Многие посетили полуостров первый раз, приехали из любопытства, облазили все достопримечательности. Однако Крым пока не смог зацепить их надолго.
Честная маркетинговая база полуострова – это те 2–2,5 млн туристов, считают эксперты турбизнеса. По их мнению, если туристы привыкли отдыхать в формате турецкого «олинклюзива» на закрытой территории, то они и вернулись к этому в этом году. Всплеск интереса к курорту в начале крымской весны, вскруживший голову местному отельному бизнесу, также быстро превратился в спад.
Справедливости ради стоит заметить, что в этом году со спадом туристов столкнулся не только Крым, но и все Черноморское побережье России —в Анапе и Геленджике ситуация еще хуже. Но это говорит лишь о том, что прекраснейшие возможности Черноморского побережья России почти не используются по назначению.
Вот еще одно мнение. Если первая фраза тут спорная, то с двумя последними я точно согласен. Только хотелось бы, чтобы позитивные изменения происходили быстрее и давали стабильный результат.
Ну а пока моему Крыму еще предстоит побороться за постоянных туристов, чтобы не слыть одноразовым.