Как показывают многие профессиональные соревнования – талантливых спортсменов у нас в стране очень много. Многолетнее доминирование в марафоне «Дакар» и попадание наших гонщиков в Формулу 1 свидетельствует о наличии работоспособных самородков и в автоспорте.
К сожалению, долгие годы соревноваться нашим гонщикам приходилось лишь друг с другом на идентичной, не самой мощной технике, что не очень хорошо сказывалось на мастерстве пилотов, ведь учиться было не у кого. Спасала командная тактика. Но и в таких условиях таланты пробивали себе дорогу.
Те, о ком расскажу я сегодня, начали свою карьеру в те непростые времена, а заканчивали её уже в эти непростые времена, причем успеха добились и там и там.
Почти 40 лет фамилия Больших не сходила со страниц спортивных сводок сначала СССР, а потом и России. Близнецы Николай и Игорь Больших родились 14 февраля 1949 года в Москве. Попасть в мир автогонок, кажется, им было предрешено, хотя поначалу мальчишки противились. Их родители были инженерами на заводе ЗИЛ, отец был крайне увлечен техникой и это передалось сыновьям, хотя душа их лежала к лошадям. Всё свободное время братья проводили в конюшнях, ухаживая за лошадьми ради участия в скачках. Затем их стали приглашать на съёмки выполнять конные трюки и там мальчишкам впервые довелось прокатиться за рулём огромного самосвала. С этого момента их стали занимать и железные кони.
Окончив школу, Николай и Игорь последовали семейной традиции и поступили в ВТУЗ при ЗИЛе, на сам завод же устроились на работу. ЗИЛ в те годы не был представлен ни в каком виде спорта, однако в 1969-м, по инициативе братьев, создается спортивная секция и «лихачёвские» грузовики начинают принимать участие в автокроссе и ралли. С первого же ралли место за рулём занял Николай, а Игорь читал легенду. В первом серьезном ралли на ЗИЛ-130 их экипаж привёз многократному чемпиону Союза 30 минут преимущества. Позже Больших выпрашивают у руководства три старых легковушки: пару «Москвичей» и «Волгу». На них братья начали принимать участие в ипподромных гонках и первых своих раллийных соревнованиях.
Конечно, на первых порах всё было очень непросто: в то время пока пилот выполнял свою часть работы, штурман вместо чтения легенды сидел на заднем сиденье, разбортировал, латал электровулканизатором и бортировал обратно единственную запаску. Но, благодаря упорству, всего через полгода экипаж получил звание мастеров спорта. Их успехи не остались незамеченными и в 1972 году, продолжая работать на ЗИЛе, Больших получили новый «Москвич» для испытаний в гонках, а в 1973-м — приглашение выступать за команду АЗЛК. Уже в 1974 они стали победителями командного первенства страны. Победы последовали одна за одной: в 1976-м Игорь и Николай стали чемпионами СССР и получили заслуженное место в раллийной сборной страны.
Из-за плотного графика выступлений в Кубке социалистических стран Больших вынуждены были пропускать союзные этапы, потому недобирали нужных очков и пять раз становились серебряными призёрами чемпионата СССР. Самым серьёзным достижением на международных соревнованиях стало 14-е место в абсолюте и 1-е в классе «1600» на финском этапе мирового раллийного чемпионата «1000 озёр». Первыми на этом этапе они приезжали дважды. С конца 70-х и до конца 80-х братья выступали на «Ладах» ВФТС и одними из первых советских раллистов пересели на иномарки — дальше отстаивать честь страны на отечественных автомобилях не представлялось возможным.
Сначала экипаж пересел на Lancia Delta Integrale, а затем на BMW E30 M3, о которой стоит упомянуть отдельно. Автомобиль был подготовлен для ралли компанией Prodrive. Выбор донора был не самым очевидным — эта модель показывала хорошие результаты в кольцевых гонках, но заднеприводный автомобиль в раллийных соревнованиях конца 80-х был уже большой редкостью, все команды перешли на полноприводные. Его мощность составляла всего 280—300 л.с., но в активе был малый вес. Выступления на BMW на ирландских раллийных соревнованиях запомнились братьям больше всего. В 1990-м за всю гонку Больших уступили лидеру всего 23 секунды, чему больше всех удивились специалисты Prodrive. На следующий год уступили лишь двум полноприводным Ford, поставив рекорды прохождения на отдельных спецучастках.
К сожалению, финансирование полностью иссякло в 1994-м. Братья пытались переключиться на кольцевые гонки, на трофи, но навыки раллийного гонщика не давали перестроиться и показать хорошие результаты. Больших иногда выступали только в любительских соревнованиях и занимались тренерской деятельностью.
Секретом своих успехов Николай и Игорь называли отношение к лошадям, которое они перенесли и на автомобили. Больших предпочитали не ехать на соревнования, если автомобиль не был готов. Ставка делалась именно на надёжность. Многие годы они самостоятельно готовились к гонкам и за всю карьеру сошли из-за неисправностей всего два раза.
Братья отмечают, что бесспорно большое значение имеет талант и чтобы понять, что ты чего-то стоишь как гонщик –достаточно начать с самого простого этапа. Через 2-3 года либо будет серьёзный прорыв — и это действительно твоё, либо стоит рассматривать гонки лишь как хобби. В профессиональных же гонках, помимо духа соперничества, силен еще и дух товарищества — каждый спортсмен готов поделиться опытом и дать совет по траекториям с потенциальным конкурентом.
К сожалению, Николая Больших не стало в прошлом году, во время тяжелой болезни он был вынужден продать тренировочный и боевой автомобиль в Германию, компании Prodrive. Игоря Больших не стало 10 мая этого года. В памяти поклонников отечественного автоспорта они остались известны как «Братаны».