От высокой белой чашки с принтом в виде красно-черного Cadillac Model F 1905 года исходит аромат свежезаваренного кофе. По другую сторону старого деревянного стола сидит пожилой, абсолютно седой мужчина.
В разговоре повисла неловкая пауза, но мой собеседник в очередной раз широко улыбнулся. Я не говорю по венгерски, а ему приходится с трудом подбирать английские слова. Мне неудобно от того, что заставляю человека вдвое старше себя краснеть за свой английский.
Семидесятитрехлетний Дьюла Гарамволги заработал состояние на оптовой торговле женским бельем. Долгие годы увлекался яхтенным спортом. На сорокафутовой яхте обошел полмира. Но однажды годы взяли свое, и Дьюла больше не выходит в море. Вместе с тем, его жизнь все еще полна ярких красок — и все это благодаря одной случайной покупке, сделанной в 2008 году.
Тогда он решил подарить жене на юбилей свадьбы настоящий американский олдтаймер. Почему американский? У его друга был старинный Lincoln. Однажды прокатившись на нем, Дьюла понял, что настоящий ретро-автомобиль должен быть только американским. На фотографиях, представленных на интернет-аукционе, под толстым слоем пыли присмотренный им Cadillac De Ville Convertible 1965 года выглядел вполне прилично. Автомобиль был приобретен за смешные $4500 — доставка и оформление обошлись существенно дороже.
Увидев свой подарок, жена расплакалась — совсем не от радости. По большому счету, некогда прекрасный аппарат по факту представлял из себя кусок ржавого железа. Дьюла дал себе слово восстановить автомобиль до заводского состояние, и это обещание выполнил. На полный ребилд автомобиля ушло целых два года. Весь процесс восстановления задокументирован на фотографиях. Листая их, проникаешься масштабом реставрации. Собственно, именно после этого Дьюла задумался о том, чтобы расширить коллекцию, ведь мастера, воссоздавшие его первый Cadillac, приобрели необходимый опыт, а результат их работы оказался превосходен. Число автомобилей в гараже плавно начало увеличиваться. И, конечно же, все они носили имя Cadillac.
В 2012 году Дьюла принял поворотное решение и отдал часть своего офиса в курортном Кестхее — 250 квадратных метров — под временную экспозицию, получившую название “музей Cadillac”. Сегодня в коллекции уже 14 автомобилей, большая часть из которых — в идеальном, заводском до последнего болта состоянии. Все они — на отличном ходу.
Самый старый экземпляр — Cadillac Model F 1905 года. Это модификация первой модели Cadillac под названием А.
Автомобиль приводился в движение одноцилиндровым бензиновым двигателем от Leland and Faulkner объемом 1.6 литра, развивающим 9 л.с. Двигатель по прозвищу "Маленький Геркулес" имел запатентованный механизм изменения фаз газораспределения. Автомобиль — весьма компактный, колесная база — 1900 мм. Модель F имела репутацию комфортной и очень надежной машины, пригодной в том числе и для езды по плохим грунтовым дорогам.
Идем дальше. Cadillac Phaeton Convertible Type 61 1923 года — возможно, любимая игрушка Дьюлы.
Открытая, "люксовая" модификация Type 51 — первого автомобиля Cadillac с левым рулем и двигателем V8, того самого, на котором Эрвин "Пушечное ядро" Бейкер в мае 1916 года промчался от Лос Анжелеса до Нью-Йорка за рекордные 7 дней, 11 часов и 52 минуты.
Одетый в длинное старомодное пальто, Дьюла садится на водительское место и приглашает меня составить ему компанию. Неужто он собирается его завести? Этот процесс на старом автомобиле отличается от привычного нам. Например, управление газом и опережением зажигания — прямо на рулевом колесе. Но сначала нужно поработать рычагом привода топливного насоса, чтобы наполнить карбюратор. Нажатие привода стартера, поворот ключа…
Пятилитровая восьмерка заводится практически бесшумно и работает без малейшей вибрации. Видя мое удивление, Дьюла довольно улыбается.
Для своего времени это был быстрый и тяговитый автомобиль, отчасти, именно благодаря V8 с углом развала блоков в 90 градусов, выдающему 79 л.с. и 244 Нм.
Cadillac LaSalle Sedan 1932 года — автомобиль примечательный.
Марка LaSalle была создана в недрах General Motors в 1927 году в рамках стратегии сегментации. Основная идея состояла в том, чтобы предложить покупателям стильный автомобиль, произведенный Cadillac, но по меньшей, чем у "старшей" марке, цене. Марка LaSalle должна была занять существовавший пробел между Buick и Cadillac. В итоге линейка марок GM выглядела так, в порядке возрастания статуса: Pontiac, Oakland, Oldsmobile, Viking, Marquette, Buick, LaSalle, Cadillac.
Технически LaSalle не уступал "кэдди" — кузова для него все так же делали Fisher и Fleetwood, были двух- и трехцветные версии. В 1927 году серийный, 115-сильный седан LaSalle на полигоне Milford Proving Ground под управлением Вилларда Рэдера и Гаса Белла успешно преодолел 952 мили со средней скоростью 153.2 км.ч., с учетом семи минут затраченных на заправки и смену резины. К слову, в том же году средняя скорость на гонках Indy 500 была всего на три с половиной километра в час больше (156.9 км.ч. )
Но представленный в венгерском музее автомобиль примечателен не только этим. Данный конкретный экземпляр участвовал в съемках культового фильма "Крестный отец", на нем ездил “сам” Сонни Корлеоне.
Идем дальше. Cadillac 7529 Convertible Sedan 1936 года с кузовом производства Fleetwood.
На этом роскошном кабриолете стоял новый двигатель V8 на 5.7 литра, выдающий 135 л.с.
Впервые на Cadillac появились гидравлические тормоза. К тому же, автомобиль был мощнее и доступнее предшественников, что, вкупе с современным дизайном от Fleetwood, должно было произвести настоящий фурор на рынке. Но этого так и не случилась.
Высокая цена (от $2445) отпугнула покупателей в период расцвета Великой Депрессии. В 1936 году было продано всего 5248 автомобилей серий 70 и 75, а кабриолетов из них было совсем немного.
Еще один экземпляр коллекции — Cadillac 62-es Sedan 1942 года.
Аэродинамичная форма, автоматическая трансмиссия Hydra-Matic Drive, двигатель V8 (150 л.c./400 Нм). Такой автомобиль стоил по каталогу 1754 доллара, доплата за автомат — 135 долларов (для сравнения, за электропривод щеток стеклоочистителя просили всего 8 долларов).
Даже в военные годы автомобильная промышленность США была на подъеме. Через десятилетие после войны автомобильная индустрия шагнула далеко вперед, и Cadillac Eldorado Convertible 1954 года тому доказательство.
Четырехступенчатая автоматическая трансмиссия, 230-ти сильный V8, электропакет и даже система Autronic Eye, автоматически включающая и выключающая фары в зависимости от освещенности. Есть в этом автомобили и другие хитрости — например, горловина бензобака спрятана в корпусе заднего фонаря. Этот автомобиль — большая редкость, ведь в 1954 году было выпущено всего 2150 кабриолетов Eldorado.
Цвет Alpine White также считался одним из самых популярных. У прежних владельцев Eldorado десятилетиями стоял в амбаре, от чего полностью проржавел. Дьюля показывает мне фотографии авто до реставрации. На них — груды ржавого железа… У Элвиса, кстати, был почти такой же автомобиль — только 1956 года. Вообще говоря, Певец имел в распоряжении множество Cadillac, и еще большее количество купил на подарки своим друзьям.
Модельный ряд 1957 был назван в Cadillac “автомобилями будущего”, и с этим трудно было не согласиться.
В те года автомобили обновлялись каждый год, и Cadillac Sixty Special 1958 года стал еще более "космическим". V8 под капотом раз6ивал уже 310 л.с. и 518 Нм.
За доплату можно было укомплектовать автомобиль кондиционером и многим другим.
Чем ближе к концу пятидесятых, тем более экстравагантным становился автомобильный дизайн, тем выше становились акульи плавники сзади, тем больше было хрома.
Вершиной "плавникового" стиля по праву считается Cadillac Coupe DeVille 1959 года.
Объем "восьмерки" был увеличен до 6.4 литра, а мощность — до 325 л.с. Невероятно яркий дизайн новинки пришелся американцам по душе — в первый год выпуска они раскупили 53000 DeVille всех модификаций, что составило 37% от общего объема продаж марки Cadillac.
В стандартной комплектации были электроприводы омывателя стекла, стекол и кресел, автоматическая трансмиссия, тормоза и руль с гидроусилителями…
Cadillac De Ville Convertible 1965 года — первый автомобиль в коллекции — и один из первых Caddy, в которых в стандарте были и передние, и задние ремни безопасности.
Сидя в этом красавце, поражаешься его масштабу и красоте каждой детали. Мощность семилитровой восьмерки — 340 л.с.
В 1967 году модель претерпела рестайлинг, и такой автомобиль тоже есть в коллекции Дьюли.
Помимо внешних изменений, в базовую модификацию были включены: небликующее зеркало заднего вида, автоматический климат-контроль, натяжители ремней безопасности. Также появился тумблер включения "аварийки".
Нефтяной кризис семидесятых привел к уменьшению автомобилей и их двигателей. Но даже "уменьшенный" Cadillac De Ville Sedan 1978 все равно был длиной около 5.6 м. Семилитровый мотор с центральным впрыском топлива был дефорсирован до 195 л.с./434 Нм. Модель утратила главную семейную черту серии De Ville, а именно кузов без центральных стоек. Зато уже можно было заказать кассетную магнитолу. В 1978 году было выпущено 117 750 таких купе. А всего через год в линейке появилась… дизельная версия! Атмосферник V8 5.7 л выдавал 120 л.с. и 298 Нм, но, главное, потреблял меньше топлива.
1983 Cadillac Stretch Limousine с "бумерангом" на крышке багажника — классический лимузин начала восьмидесятых годов. Под капотом — шестилитровый мотор о 140 конях, разгоняющий автомобиль массой 2.2 тонны и длиной в 6.2 м до сотки за долгие 16 секунд. Внутри — роскошный велюровый салон с отделаным натуральным деревом баром.
Следующий автомобиль коллекции — совершенно нетипичный для Cadillac. Я говорю про родстер Allanté 1993 года. Созданный как американский конкурент для Mercedes-Benz SL и Jaguar XJS, Allanté имел кузов производства Pininfarina, который доставляли на завод в американском Детройте… по воздуху из итальянского Турина на специально переоборудованном Boeing 747.
Переднеприводный автомобиль имел съемную алюминиевую крышу, в качестве опции можно было заказать футуристичную цифровую панель приборов, активную подвеску. Уже в базе был сотовый телефон и дисковые тормоза с ABS. Автомобиль был укомплектован премиальной аудиосистемой Delco Premium Symphony Sound System.
Двигатель V8 4.6 с распределенным впрыском развивал 295 л.с. и 390 НМ. Рыночного успеха Allante не снискал — с 1987 по 1993 годы было выпущено чуть более 21 000 экземпляров. Как тут не вспомнить, что имя модели было выбрано из длинного списка имен, сгенерированных компьютером… Кстати, этот автомобиль коллекционер решил выставить на продажу. Интересно, почему? На этот вопрос Дьюла толком не ответил.