Автошоу — одно из важнейших событий для всех, кто связан с автомобильной индустрией. Автоконцерны готовятся показать свои серийные новинки и концептуальные автомобили, свои разработки представляют производители запасных частей, шин, автоэлектроники, всё происходящее детально пересказывают армии репортёров со всего мира, оценки дают эксперты и критики.
Разумеется, тут и огромный наплыв простых автолюбителей, неравнодушных к тому, что происходит с автомобилем, в глобальном смысле этого слова. Впечатлений обычно хватает до поступления новых моделей в пресс-парк или до следующего автомобильного шоу, которых, благо, в календаре немало. Часть из них имеют значение для локального рынка, но есть пять самых важных, где крупные автопроизводители проводят самые громкие и яркие премьеры.
Больших международных салонов по всему миру наберется десятка три, однако к самым крупным и важным можно отнести пять из них: Франкфурт, Женева, Париж, Детройт и Токио.
Автошоу во Франкфурте проводится с 1991 года, однако его корни уходят глубже. Считается, что прародительницей самого главного автомобильного шоу Германии стала выставка, состоявшаяся в 1897 году в берлинском отеле Bristol. В его холле экспонировалось всего восемь автомобилей, однако тогда этого было достаточно, чтобы привлечь зрителей, и выставка стала проводиться ежегодно. В 1921 году на выставке было представлено 67 автопроизводителей с 90 автомобилями. Событие 1939 году посетило 825 000 человек, рекорд того времени, а затем последовала пауза, связанная со Второй Мировой, которая была прервана лишь в 1947 выставкой в Ганновере. С 1951 года выставка переехала во Франкфурт.
Франкфурт 1964
В 1989 году количество посетителей и экспонатов показало, что демонстрацию легковых автомобилей и коммерческого транспорта следует разделить. 2000 экспонатов с трудом умещались на 252 000 квадратных метрах, само же мероприятие посетили 1,2 миллиона человек. В связи с этим организаторы автошоу приняли решение демонстрировать легковые автомобили каждый нечетный год, а грузовые, автобусы и прочее – каждый четный. Таким образом, автошоу 1991 года стало первым в традиционном формате. Обычно выставка проходит во вторые выходные сентября.
Франкфурт 2015 стенд Audi
В силу того, что это домашнее автошоу для всех немецких марок, вполне закономерно, что почти все свои новые модели они впервые показывают тут: Mercedes-Benz W126, Mercedes-Benz 190E, BMW 8 серии, BMW E39, Audi TT, BMW X5, BMW Z8, Audi Q7, BMW i8, Maybach Exelero и многие другие модели. Среди иномарок для немецкого рынка на автошоу во Франкфурте дебютировали: Cadillac CTS, Ferrari F40, Lamborghini Murcielago, Lamborghini Reventón, Spyker C8, Maserati Quattroporte, Bentley Mulsanne.
Женева 1924
Женева 1928
Несмотря на полное отсутствие автопрома в Швейцарии, Женевский салон один из самых значимых. Первая национальная автовыставка тут прошла в 1896 году. На всю страну на тот момент насчитывалось около 400 автомобилей. В 1986 году был основан швейцарский автомобильный клуб, которому и принадлежит реализованная в 1905 году идея об учреждении ежегодной автомобильной выставки. Её площадь занимала 1200 квадратных метров, за неделю 37 стендов пришло посмотреть около 17 500 человек. На следующий год площадь экспозиции увеличили уже до 2 200 квадратных метров, и выставку посетило 25 600 человек. Правда, затем последовал перерыв, то в дело вмешалась Первая Мировая, то организаторы переносили мероприятие в Цюрих. В 1923 году выставка вновь вернулась в Женеву.
Женева, 1961. Презентация Jaguar E-Type
Качественный скачок, повлиявший на все автомобильные выставки, произошел после Второй Мировой Войны. Большое количество посетителей стало приходить не только с целью познакомиться с техническими новинками, а еще и с целью купить себе автомобиль. По этой причине автопроизводители стали делать ставку не на презентацию характеристик и интересных технических разработок, а на красочное представление для посетителей. Граждане Швейцарии обладали высокой покупательской способностью, потому автопроизводители со всего мира везли сюда самые достойные модели из своей линейки.
Женева, 1971. Lamborghini Countach Bertone.
В 1960-х многие автопроизводители перестали демонстрировать новые модели на проходившем в марте автосалоне, опасаясь резкого падения продаж автомобилей предыдущего модельного года, еще стоявших в салонах дилеров. Это опасение, и как следствие отсутствие громких премьер, позволило достаточно громко заявить о себе в Женеве автомобилям АЗЛК, ГАЗ и ЗИЛ. В тот же период в Европу начали робко наведываться молодые японские автопроизводители. К 1977 году посещаемость шоу возросла настолько, что пришлось строить специальный выставочный центр, в котором в 1981 и состоялось первое автошоу в привычном формате, и во Франкфурт вновь потянулись премиальные бренды с премьерами, количество которых доходило до 50 на одном мероприятии.
Женева 1999. Pagani Zonda
Со временем автошоу во Франкфурте стало единственным ежегодным событием такого масштаба, предоставляющим наилучшие условия для прессы, участников и зрителей, сейчас Женева вновь стала самой подходящей площадкой для презентации автомобилей самого высокого класса, концептуальных разработок и стратегий развития на ближайшие годы.
Выставка во Франкфурте и Женеве достаточно похожи, но немало и отличий. Ежегодная мартовская в Женеве великолепно подходит для презентации премиальных автомобилей и эксклюзивов, а также концептов. Франкфуртская же проводится раз в два года и презентует серийные автомобили следующего модельного года. Много особенностей и у выставок в Париже, Детройте и Токио, о них продолжим в следующей части.