Запас хода около тысячи километров, за счет уникальной системы подзарядки батарей.
Фирма NanoFlowcell анонсировала премьеру электрокара Quant 48Volt на Женевском автошоу в марте нынешнего года. Автомобиль, по уверению разработчиков, продемонстрирует самую лёгкую (с учётом выходных данных), самую безопасную, экологически чистую и экономичную силовую установку, доступную сейчас где-либо для электрических транспортных средств. Как и предыдущие машины фирмы, основана она на потоковой батарее. Та вырабатывает ток при пропускании специальных составов с двух сторон ионообменной мембраны (в последнем электрокаре её улучшили).
Индекс в названии указывает на основную особенность — 48-вольтовую систему питания тяговых двигателей. При выборе рабочего напряжения в электрической установке инженерам приходится искать компромисс. Высокое напряжение означает более компактные электродвигатели при равной мощности и меньшие потери в проводах, но требует усиленной изоляции и разнообразных проверок на безопасность при сертификации машины. Низкое напряжение удобно в работе, но приводит к высоким токам, что влечёт за собой утолщение и утяжеление проводов, да и преобразователи нужны особые.
Штаб-квартира компании NanoFlowcell расположена в Вадуце, столице Лихтенштейна, однако значительная часть конструкторских и испытательных работ идёт в её дочерних структурах в Швейцарии и Германии.
Предыдущий Quant с индексом F (и FE) обладал удивительными показателями. Рабочее напряжение в его системе — 400 В, пиковое — 735, и токи тоже неслабые — до 2000 А. Что будет с амперами в Quant 48Volt, можно только догадываться, ведь суммарная мощность электромоторов у него ненамного ниже предшественника. Теперь в «потоковом монстре» 760 л.с. (четыре двигателя по 140 кВт), в Кванте F было 1090 л.с.
Хэтчбек Quant F (FE, технически они равноценны) разгоняется с нуля до сотни за 2,8 с. Для версии Quant 48Volt заявлены 2,4 с. Вероятно, инженеры подняли крутящий момент, поколдовали с трансмиссией или снизили массу. Или всё это одновременно. Максималки одинаковы — 300 км/ч (ограничены электроникой).
Напомним, что 48-вольтовые электрические системы в последнее время стали появляться на автомобилях, но питают они обычно вспомогательные устройства, максимум — моторы типа Mild Hybrid (умеренный гибрид, их мощности составляют единицы лошадиных сил). Создать такой же аналог для главной силовой установки — непростая задача. До NanoFlowcell тяговые 48-вольтовые моторы применялись разве что в гольф-карах. И вот в 2015 году появляется концепт NanoFlowcell Quantino с системой такого напряжения при суммарной мощности четырёх электродвигателей в 136 л.с.
На тесте прошлой весной (слева) Quantino двигался без остановки 14 часов, после чего водитель (техдиректор фирмы Нунцио ла Веккия) просто устал и прекратил эксперимент. Замеры показали, что потоковая батарея разрядилась со 100% до 78.
Заявленный пробег электрокара Quant 48Volt — более 1000 км (у Кванта F было 800 км). Хотелось бы сказать «на одной зарядке», но это некорректно. Кванты заправляются через шланги особыми ионными жидкостями (точный состав — фирменный секрет). Именно такой способ восстановления запаса энергии рекламирует NanoFlowcell как идеальное решение для транспорта.
У потоковых батарей есть большой плюс — высокое отношение запасаемой энергии к собственному весу. Но есть и крупный минус — огромный занимаемый объём баков с ионными жидкостями. У прототипов Quant и Quantino багажников практически нет.
Конечно, новый способ требует оригинальной инфраструктуры. Зато время заправки — как у обычных машин, а экологическая чистота — как у электромобилей на батареях. А то и лучше, если учесть не безупречную экологию производства литиевых аккумуляторов. У Квантов — батарея принципиально иная, а в качестве энергетического буфера применён блок суперконденсаторов. Для 48-вольтового Кванта кудесники из Лихтенштейна используют слово прототип (вместо концепта) и уточняют «пока не на продажу», что предполагает запуск чего-то подобного на поток.