Калининградская область — это самый западный регион нашей страны. Согласно международному праву, он является эксклавом: отделён от основной территории России и окружён другими государствами (в данном случае это Польша и Литва). История города Кёнигсберга-Калининграда насчитывает уже свыше 760 лет. Однако знакомиться с ней удобнее не с высоты прожитых лет, а с высоты птичьего полёта.
Кёнигсберг был основан в 1255 году — рыцари Тевтонского ордена построили здесь свой замок. В конце XIII века сюда стали активно прибывать немецкие колонисты, германизируя коренной народ – пруссов. У стен замка возникли несколько поселений (Лёбенихт, Альтштадт, Кнайпхоф), позднее их общим именем стало название замка – «Королевская гора». Официально три городка и более мелкие населенные пункты стали единым Кёнигсбергом в 1724 году. Город был укрепленной столицей Восточной Пруссии. Более чем наполовину разрушен во время Второй Мировой войны, после которой отошёл Советскому Союзу и в 1946 году получил имя Калининград.
Остров Канта (Кнайпхоф).
Кнайпхоф — маленький (0,08 кв. км) остров на реке Преголя. Раньше на нём находился плотно застроенный городок Кнайпхоф, один из трех, образовавших Кёнигсберг.
Впервые Кнайпхоф (с прусского — «окружённый водой») упоминается в первой трети XIV века. Тевтонцы возвели здесь Кафедральный собор. Возле него в 1804 году был похоронен мыслитель Иммануил Кант. Отсюда позднее и возникло народное название «Остров Канта». На Кнайпхофе был расположен ныне разрушенный Кёнигсбергский университет Альбертина.
Кафедральный собор (Домский собор Богоматери и Святого Адальберта) впервые упоминается в 1333 году. Построен к 1380 году, но различные работы на нем шли еще многие десятилетия.
Изначально построен как католический, после Реформации стал протестантской кирхой. Собор катастрофически пострадал в 1944-45 годах, полностью выгорел изнутри, но само здание уцелело. Восстановлен в конце XX века в качестве культурно-религиозного центра.
Часы Кафедрального собора установлены в 1640 году, уничтожены во время Второй Мировой войны. Восстановлены в 1995 году. Циферблат воспроизведён в историческом виде. Современный механизм фирмы «Сименс» автоматически синхронизируется со спутником, часы считаются самыми точными в Калининграде.
Высота южной башни Кафедрального собора со шпилем – чуть более 50 метров. Для готического собора это немного. Относительная «скромность» высоты храма обусловлена нестабильностью почвы острова Кнайпхоф, здание строили на дубовых сваях. Шпиль собора увенчан изображением русалки.
Великий философ Иммануил Кант (1724 – 1804) стал последним человеком, похороненным в так называемой «профессорской усыпальнице» у северной стены Кафедрального собора. В конце XIX века над могилой мыслителя возвели часовню. Постепенно она пришла в запустение. К 200-летию мыслителя в 1924 году было построено новое сооружение с колоннами и кенотафом — символическим надгробием (на фото — справа).
Кафедральный собор — единственная сохранившаяся на сегодня постройка острова Канта. На остальной его территории разбит парк: здесь высажены образцы деревьев и кустарников со всего мира и установлены скульптуры известных деятелей истории и культуры (Гагарин, Чайковский, Мицкевич, Гендель и др.).
«Рыбная деревня».
Этнографический и торгово-ремесленный центр. Комплекс зданий в немецком стиле на берегу Старой Преголи к юго-востоку от острова Канта.
Стилизованный под архитектуру довоенного Кёнигсберга квартал с кафе, ресторанами, гостиницами и смотровой башней в виде маяка, «Рыбная деревня» неизменно привлекает большое количество туристов.
По пешеходному Медовому мосту (на переднем плане фото) от «Рыбной деревни» можно перейти на остров Канта.
Видовая башня «Маяк» в составе комплекса «Рыбная деревня». Построена в 2007 году. Высота 31 метр, на вершину ведут 133 ступеньки. Внутренние помещения башни занимают кафе, художественная галерея-салон и музей.
Отель «Гелиопарк Кайзерхоф» — бизнес-отель категории 4* с оздоровительным и SPA-центром. Открыт в апреле 2008 г. как часть комплекса «Рыбная деревня». Здание в современном европейском стиле с элементами art nouveau, распространенного во Франции, Бельгии и Германии в 90-х годах XIX века.
Южное русло реки Преголя (Старая Преголя) в черте Калининграда и пешеходный Юбилейный мост.
Юбилейный мост через Преголю. Открыт летом 2005 года к 750-летию города. Построен на опорах разрушенного в годы войны Императорского моста.
Общая длина Юбилейного моста — около 70 метров. Средний пролет пешеходной переправы может разводиться для пропуска крупных судов.
Медовый — самый молодой из семи исторических мостов Кёнигсберга. Появился в 1542 году (в 1882-м реконструирован). По легенде, его строителям ратуша посулила несколько бочек мёда, от чего и произошло название. Раньше был разводным, сейчас механизм не действует. Мост сугубо пешеходный; редкие машины по нему ездят лишь для коммунально-хозяйственных нужд (например, подвозят материалы для реставрации Кафедрального собора).
Семь исторических мостов Кёнигсберга через Преголю (Лавочный, Зелёный, Рабочий, Кузнечный, Деревянный, Высокий и Медовый) были построены в XIII – XVI веках. С ними связана знаменитая «Задача о семи кёнигсбергских мостах»: «Как пройти по всем, не проходя ни по одному дважды?» В 1736 году математик Эйлер доказал невозможность решения этой задачи. По легенде, восьмой мост (Императорский, ныне Юбилейный) – кайзер Вильгельм II в 1905 году построил специально для решения «задачи о мостах». На снимке: самые молодые мосты города Медовый (на переднем плане) и Юбилейный.
Площадь Победы.
В центре —Триумфальная колонна. 26-метровая стела была установлена в 2005 году, в 2013-м на её вершину водрузили 3-метровый Орден Победы. На фото слева — здание мэрии Калининграда.
Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Калининградской епархии Русской православной церкви. Капсула в основание заложена в 1996 году, верхний храм освящён в 2006-м. Рассчитан на 3000 человек. Общая высота собора 69 метров. Самый большой из 13 колоколов звонницы весит 14 тонн.
Триумфальная колонна и мэрия Калининграда. Её здание было построено в 1920-е годы в комплексе для Восточной ярмарки, в нём должны были размещаться представительства фирм-участниц торгово-промышленной выставки, однако помещения начал использовать муниципалитет Кёнигсберга.
К сегодняшнему дню сохранились семь ворот города-крепости Кёнигсберга. Похожие на замок Королевские ворота в 2005 году стали символом празднования 750-летия города.
Королевские ворота — один из красивейших исторических объектов. Первый камень в их основание был заложен в 1843 году. Во время штурма Кёнигсберга в 1945 году получили значительные повреждения. Реставрированы к 2005 году. Сейчас в здании работает музей с историческими экспозициями.
Бранденбургские ворота. Построены в 1657 году, после чего несколько раз подвергались значительной реконструкции. Единственные исторические ворота, которые до сих пор выполняют транспортную функцию, сквозь них проходит проезжая часть улицы Багратиона.
Главный железнодорожный вокзал города — Калининград Южный. Открыт в 1929 году. Сильно пострадал в войну, после которой снова работать начал лишь в 1949-м.
До появления единого центрального вокзала различные направления обслуживали отдельные небольшие станции. Для более быстрой работы с поездами из Польши и Германии на вокзале Калининград Южный оборудована специальная платформа с путями европейского стандарта ширины.
Бронзовую скульптуру «всесоюзного старосты» Михаила Калинина установили на площади перед Южным вокзалом (сегодня она носит его же имя) в 1959 году. В июле 1946-го, Кёнигсберг переименовали в Калининград.
Кирха Святого Семейства была построена в 1907 году. После реконструкции в начале 1980-х годов здесь начал работать Органный зал филармонии.
Первый в России комплексный Музей Мирового океана. Начал работать в 1994 году. Посвящён истории изучения, геологии, гидрологии, фауне и флоре морей и океанов Земли.
Самые крупные экспонаты музея — несколько кораблей, подводная лодка, гидросамолёт и т.д.
На музейной швартовке у берега Преголи стоит «Космонавт Виктор Пацаев». Это судно с 1979 по 1994 годы обслуживало полеты советских и российских космических кораблей на просторах Мирового океана. Его задача — принимать телеметрическую информацию и обеспечивать бесперебойную радиосвязь между экипажами и Центром управления полётами. Сегодня корабль всё ещё продолжает выполнять свою основную функцию, однако уже у причала в Калининграде.
Экспонаты Музея Мирового океана — подводная лодка Б-413 (проект 641) и гидросамолет Бе-12. Дизель-электрическая субмарина в 1970-90-е годы служила на Северном и Балтийском флотах ВМФ. В свою очередь, самолёт-амфибия Бе-12 «Чайка» был создан для борьбы с подводными лодками и до сих стоит на вооружении морской авиации России.
Научно-исследовательское судно «Витязь» — главный экспонат Музея Мирового океана. Спущено на воду в Германии в 1939 году как пассажирский корабль. После войны по программе репараций отошло СССР. До 1979 года совершило десятки научных экспедиций для геологических и биологических исследований морей и океанов. На фото справа от «Витязя» и на дальнем плане — корпуса с экспозициями Музея Мирового океана.
Самый известный и монументальный долгострой Калининграда — Дом советов —считается одним из символов города. Расположен на месте замка Кёнигсберг, ради строительства были снесены остатки крепости. В народе получил прозвище «закопанный робот», потому что здание смахивает на голову гигантского робота.
Одна из главных магистралей города — Ленинский проспект. Протянулся от площади Победы на севере до площади Калинина у Южного вокзала.
«Памятный знак морякам-балтийцам» — мемориал участникам Восточно-прусской операции. Сооружен в 1978 году на берегу Преголи. На бетонном пьедестале был установлен торпедный катер типа «Комсомолец» (позднее его заменили макетом в натуральную величину). В народе этот Объект культурного наследия местного значения часто называют просто «катером».
Московский проспект — одна из основных и самых протяжённых (более 8 километров) магистралей Калининграда. Тянется с запада на восток, где переходит в шоссе в направлении границы с Литвой.