Вот вам десять примеров ужасных провалов американского автопрома, глядя на которые каждого нормального патриота должна брать гордость за сегодняшние «Лады».
Edsel
Америка — страна успешных стартапов? Только не в этом случае. Марка Edsel была основана в 1958 году концерном Ford, чтобы стать более доступной альтернативой бренду Lincoln, и более дорогой — собственно Форду. Новую марку назвали в честь сына самого Генри Форда — и тот до сих пор переворачивается в гробу.
Покупатели просто не поняли марку. Ее решетку радиатора сравнивали с сиденьем от унитаза и женскими половыми органами. Клавиши на руле, выполнявшие роль селектора автоматической коробки, постоянно ломались. Кроме того, в портфолио концерна Ford уже был раскрученный промежуточный бренд Mercury. Зачем тогда надо платить за то же самое, но с уродливым дизайном?
Pontiac Aztek
Да, этот автомобиль режиссер сериала Breaking Bad выбрал для главного героя не случайно: по его мнению, Pontiac Aztek — воплощение тлена и безысходности. При этом предшествующий автомобилю концепт-кар был неплох, но по дороге на конвейер растерял абсолютно все обаяние.
Кроме того, машина, построенная на базе минивэна, получилась очень заурядной технически. Мотор был слабоватый, полный привод — кое-какой. Ну а интерьер был настолько ужасным, насколько это вообще возможно. Pontiac Aztek — наверное самый известный современный американский автомобиль со знаком «минус».
Cheverolet SSR
В середине «нулевых» компания Chevrolet решила продемонстрировать, что умеет мыслить нестандартно, и построила SSR — пикап-кабриолет с мотором от Chevrolet Corvette. После дебюта этого автомобиля фраза «что курили дизайнеры» начала принимать совершенно новый смысл.
Внешний вид автомобиля должен был напоминать о «прокачанных» пикапах и хот-родах 50-х годов прошлого века, но на деле автомобиль смотрелся грузно. К тому же мода на ретро прошла, а возможность перевезти в кузове стог сена, предварительно сложив крышу, как-то не прельщала покупателей. Действительно, с чего бы?
Chevrolet Camaro
Это сегодня мы знаем Chevrolet Camaro как грозный масл-кар с мощным V8. Атмосферный V8 нового Z/28 развивает 500 лошадиных сил; у версии ZL-1 с механическим нагнетателем — и вовсе 580 л.с. Camaro таким и задумывался: еще в 60-х годах прошлого века автомобиль прочно обосновался на территории 400+. Но так было не всегда.
Начавшийся в начале 70-х топливный кризис если не убил масл-кары, то ввел их в глубочайшую кому. С каждый годом моторы становились все хилее, и в 1978 достигли дна: рядная шестерка L-22 в спецификации для рынка Калифорнии (где ввели строгие экологические нормы) развивала какие-то жалкие 90 лошадиных сил. Самая мощная версия Z/28 развивала 175-185 сил: от былого величия не осталось и следа.
Ford Mustang
Еще один автомобиль, едва переживший топливный кризис: Ford Mustang третьего поколения, который появился в 1979 году. Это был уже не дикий жеребец, а чучело коня. У базовой модели было не восемь и даже не шесть цилиндров, а всего четыре: при рабочем объеме 2,3 литра мотор развивал ничтожные 88 сил.
Еще хуже была внешность Мустанга: если Chevrolet Camaro хотя бы выглядел как крутой спортивный атомобиль, то Ford превратился в четырехколесный эталон уныния. Как ни странно, рыночным фиаско это не обернулось: в 1979 году было продано почти 400 тысяч машин — вдвое больше, чем годом ранее.
Oldsmobile Cutlass Supreme Diesel
Дизельные легковые автомобили в США не любят до сих пор — что и говорить о 70-х годах прошлого века. «Да, топливный кризис. Да, бензин очень дорогой. Но мы что, дальнобойщики — брать дизельный автомобиль?» — думали американцы. Но в Oldsmobile решили, что мотор на тяжелом топливе стране нужен. Зря.
Двигатель объемом 4,3 литра весил как склад с наковальнями, тарахтел как сто тракторов, а развивал всего-то 90 лошадиных сил. Но что еще хуже, этот мотор не отличался надежностью. Если конкретнее — разваливался чуть ли не в первый год эксплуатации.
Cadillac Catera
Такой Кэдди Элвис бы не купил! Cadillac Catera, который появился на рынке в 1996 году, представлял собой Opel Omega второго поколения — автомобиль не сказать чтобы отстойный, но уж точно не роскошный. Для американской версии выбрали самый мощный силовой агрегат — бензиновый V6 с четырехступенчатом «автоматом», — слегка подправили внешность и пустили в бой.
Рекламный слоган гласил «The Caddy that zigs» (нет-нет, фашисты тут ни при чем!), а в промо модели принимала участие немецкая красавица Клаудиа Шиффер. Не помогло: автомобиль худо-бедно продавался в течение двух лет (хотя и 25 тысяч машин в год — мелочь по американским меркам), а затем продажи пошли под откос. В 2001 году неудавшийся эксперимент был закрыт.
Ford Pinto
Для того, чтобы совержить акт самосожжения, не обязательно быть тибетским монахом — в 70-х годах прошлого века для этого было достаточно купить Ford Pinto и дождаться момента, когда кто-нибудь причалит вам в задний бампер.
В те годы американская промышленность вовсю экспериментировала с компактными автомобилями — но в попытках ответить заполонившим массовые сегменты японским машинам у них получались какие-то недоразумения. Привыкшие делать огромные дредноуты, производители делали ужаснейшие компоновочные ошибки: топливный бак Ford Pinto размещался прямо за задним бампером, и даже небольшое ДТП могло привести к возгоранию.
Chrysler Airflow
А вот этот автомобиль провалился совершенно незаслуженно. Для 1934 года Chrysler Airflow был настоящим прорывом: с аэродинамическим кузовом и закрытыми крыльями, пространственной рамой, небольшой массой и практически идеальной развесовкой по осям. Просто этот автомобиль появился слишком рано — и американцы оказались к нему банально не готовы.
Попытки сделать решетку радиатора более традиционной и консервативной не помогли. Продажи под маркой DeSoto — тоже. Покупатель уже испугался.
DeLorean DMC-12
Когда гениальный конструктор и управленец Джон ДеЛореан со скандалом уволился из General Motors, он задумал сделать свой спортивный автомобиль — с блекджеком, кузовом из нержавейки и роторно-поршневым двигателем Ванкеля. И заманчивым ценником — стоить он должен был 12 тысяч долларов, что и отражено в названии.
Чтобы описать все неприятности, с которыми столкнулся Джон ДеЛореан — начиная с вынужденного переноса производства в Ирландию и заканчивая наркоскандалом — потребуется целая книга. Но факт остается фактом: в автомобиль пришлось поставить дохлый двигатель V6 от Peugeot, с надежностью и ходовыми качествами была беда, а ценник пришлось увеличить в два с лишним раза. И если бы не культовый фильм «Назад в будущее», об этом провале никто сегодня и не вспомнил бы.