«Роза Хутор»! Главный российский горнолыжный курорт, русский Куршевель. Главный он хотя бы потому, что тут больше всего трасс для катания. Про трассы и условия я расскажу еще отдельно. А пока давайте посмотрим на сам курорт. Как и «Горки Город», «Роза Хутор» – это небольшой городок. Но он выгодно отличается от конкурента. Во-первых, «Роза Хутор» расположена не вдоль оживленной трассы, а по обе стороны реки Мзымта.
Туристы практически не соприкасаются с автомобилями. Все дороги и проезды выведены на периферию, а центр Розы остаётся полностью пешеходным. Передвигаются здесь только на небольших электромобилях. Кроме того, в «Розе Хутор» гораздо приятнее архитектура. Здесь нет безумных экспериментов с классикой, как в Горках. Если не приглядываться, то может показаться, что ты находишься где-нибудь в Альпах, а не в Сочи.
Идея создать горнолыжный курорт мирового уровня в районе Красной Поляны появилась у российских властей ещё в начале нулевых. Вспомните, как по всем каналам тогда показывали Путина на лыжах. Уже в 2003 году «Интеррос» Потанина организовал для этих целей ООО «Роза Хутор». В итоге первую часть комплекса построили и открыли задолго до Олимпиады в Сочи, ещё в 2010 году. «Мы построим в Красной Поляне свой Куршевель», – пообещал Потанин на презентации курорта:
За «Розой Хутор» находится ещё несколько прекрасных для катания долин. И если все будущие центры объединить единой системой подъёмников, то получится не хуже чем в знаменитых Трех долинах. Может быть, поэтому меня в своё время подвигло сказать, что в Красной Поляне мы построим свой Куршевель.
«Роза Хутор» расположена на склонах хребта Аибга на высотах от 575 до 2320 метров. Курорт состоит из нескольких объектов: Роза Долина (560 м), Роза Стадион (940 м), Роза Плато (1170 м), Беседка (1350 м), Роза-1600 и Роза Пик (2320 м). С другой стороны хребта есть ещё несколько трасс и инфраструктура на высоте 1472 м.
За 2016 год «Роза Хутор» приняла почти 2 миллиона туристов (по крайней мере, на такой статистике настаивает «Интеррос»), на 600 тысяч больше, чем в прошлом году. Основное пополнение пришлось на летний сезон. Действительно, «Роза Хутор» позиционирует себя как всесезонный курорт, поэтому летом тут работают пешеходные маршруты и велосипедные трассы. Что ещё тут делать, не очень понятно. Так что едут сюда всё равно в основном фанаты горных лыж и сноуборда.
В день «Роза Хутор» может принять до 10 500 туристов. Зимой тут работает 94 км горнолыжных трасс, это самая большая зона катания в России. Причём 13 км могут использоваться для проведения международных соревнований (во время Сочи-2014 тут прошли состязания по 15 дисциплинам). Трассы помогала разрабатывать французская Compagnie des Alpes. Помимо горнолыжного центра в «Розе Хутор» есть сноуборд-парк и центр фристайла. В ноябре 2016-го «Роза Хутор» в четвёртый раз подряд получила премию World Ski Awards как лучший горнолыжный курорт России.
Цены на курорте напрямую зависят от даты. Например, со 2 по 5 января взрослый ски-пасс на один день стоит от 1250 рублей, а 7-8 января (выходные) – от 2950 рублей. Сезонный ски-пасс стоит от 39 500 рублей.
Итак, основные здания нижней площадки «Розы Хутор» расположены по берегам реки. К сожалению, много пустых мест. Надеюсь, с развитием курорта застройка продолжится.
Вот так это выглядит с подъёмника. Подъемник ведет на второй уровень курорта, где уже можно кататься.
Практически все здания – это отели и рестораны. Жилья здесь гораздо меньше, чем в Горках. В «Розе Хутор» есть несколько гостиниц разного уровня, от хостела до пятизвёздочных отелей. На официальном сайте есть предложения по 17 гостиницам, расположенным непосредственно на курорте, на «Букинге» – чуть больше.
Почти все отели сетевые. Цены как в Европе ) От 100 евро за простой номер, в хороших отелях придётся уже выложить 200-300 евро.
Набережной не хватает элегантного парапета. Сейчас просто поставили высокий забор, который совершенно не сочетается с архитектурой курорта.
В отличие от Горок, где в основном тусуется молодежь, Роза позиционируется как более дорогой курорт. Тут останавливаются всякие звезды, тут проводятся концерты. В общем, элитный отдых для состоятельных господ.
Архитектура не идеальна, но в целом мне нравится. В деталях можно было проработать лучше, но, спешили к Олимпиаде
Григорий Ревзин когда-то написал, что «Роза Хутор» стала прорывом в российском градостроительстве:
Во-первых, это не санаторий, не деревня, но именно городок, а во-вторых, это не закрытый объект Газпрома или администрации президента, но город для людей. Здесь десятки отелей, ресторанов, магазинов, сложная система улиц, мосты, площади — это не режимный объект, управляемый одной структурой, но именно город, где много разного. Здесь есть набережная! Здесь есть торговая улица и площадь! Здесь дома разной высоты стоят друг к другу под разными углами! У них разные окна! Витрины разные! У Потанина получилось построить город, который поразительно напоминает Карловы Вары, так, будто он действительно стоит здесь уже много лет.
Что касается самой архитектуры, то тут Ревзин куда более ироничен:
Авторами Розы Хутор значится бюро «Аркпроект», это московская коммерческая фирма, которую многие специализированные издания знают по элитным поселкам под Москвой («Лазурный берег», «Риверсайд», «Гринфилд», «Миллениум парк», «Пестово», «Павлово», «Довиль» и т.д.). Для России это прорыв, хотя на уровне каждого конкретного дома — это такая работа по развешиванию готовых элементов (наличники, колонны, двери) на простые коробки. Уровень турецкого строительного комплекса, и он, повторяю, для нас — большая высота; Юрий Михайлович Лужков так никогда и не дотянул.
Но мысль о том, что у здания бывают пропорции, композиция, абрис; вообще — подозрение, что архитектура — это не строительство, а художественное произведение — это уровень задач, который здесь никогда не ставился. Чтобы понять, в чем разница, достаточно сравнить главную ратушную башню Розы Хутор с башней вокзала в Сочи, который построил великий архитектор Алексей Душкин. Ратуша Розы Хутор срисована с этого вокзала. Но у Душкина это тончайшая стилизация ренессансной итальянской кампанилы, парадоксально сочетающейся с нарышкинским барокко, и он нашел общий знаменатель — чудо, виртуозная работа мастера. Ну а в Розе Хутор — чего же, наляпали как-то те же детали на длинный прямоугольник, вроде оно и похоже.
Помните, я говорил, что близко лучше не рассматривать? Вот, посмотрите на проработку деталей фасада. Конечно, это полная халтура. На переднем плане – единственный доступный транспорт на пешеходных зонах ) Такие машинки есть у отелей и ресторанов, они возят на них своих клиентов до подъемника.
Почти все здания изуродованы внешними пожарными лестницами. Интересно, это архитекторы забыли продумать пути эвакуации, а потом спохватились? Или из-за экономии решили сделать внешние лестницы (что намного дешевле)?
Газовое оборудование тоже не смогли нормально замаскировать.
Площадь у подъемника. Тут прокат оборудования и ячейки.
За первой линией домов появляются проезды. Парковок практически нет, все машины оставляют на больших многоуровневых паркингах.
С детскими площадками всё плохо. Из общедоступных есть только эта убогая площадка.
Снег скидывают прямо в реку ) Тем, у кого подземные помещения с окнами в подпорной стенке набережной, не повезло. Ещё в Розе не применяют никаких реагентов, что приятно.
Вот это косяк! Какой-то мудак решил сделать аллею звезд. Звезды вставили в набережную, сделали их из полированного гранита и металла. Я думаю, всем понятно, что зимой, когда снег присыпает эти звезды, люди на них больно падают?
А вот второй уровень — Роза Плато.
Здесь расположены гостиницы и рестораны. Здесь можно сразу кататься.
Почти все сувениры в национальном стиле… Интересно, кто всё это покупает, учитывая, что на курорте я иностранцев не встречал?
В целом в Розу ехать можно, если у вас есть деньги. С Куршевелем пока не сравнится, но и сейчас выглядит достойно. Дальше всё зависит от того, как будут курорт развивать дальше. Сегодня очень не хватает доступного жилья и еды. Ну и, конечно, надо объединять все курорты в большую зону катания.