По имени Таврия (17 фото)

Сейчас это может прозвучать странным, наивным и даже смешным, но в 1979 году Запорожский Автомобильный Завод с новой на тот момент моделью «Таврия» мог бы стать пионером в создании принципиально нового класса советских легковых автомобилей – трехдверных переднеприводных хетчбеков. Любой житель СССР шестидесятых и семидесятых готов безошибочно ассоциировал аббревиатуру ЗАЗ с неказистыми «горбатыми» и «ушастыми» Запорожцами. Между тем в НТЦ предприятия целый коллектив конструкторов и стилистов создавал принципиально новый типаж советского авто – переднеприводный, легкий, маневренный автомобильчик с футуристическим дизайном должен был прийти на смену устаревшим моделям. Именно к 1979 году финальный прототип был готов к серийному производству. О том, какую роль могла бы сыграть Таврия в автомобилизации страны и о том, как легко разбиваются мечты о стены личных интересов и чиновничьих кабинетов – наш сегодняшний рассказ.

По имени Таврия (17 фото)

Таврию, а тогда ещё Перспективу стали разрабатывать сразу же после освоения в производстве 966-ого Запорожца. Модель изначально задумывалась с современными компоновочными решениями, новой подвеской, новым стильным кузовом и передним приводом.

В 1963 году на ЗАЗ приходит работать рядовым инженером талантливый молодой специалист Владимир Стешенко, до этого работавший на МАЗе и увлеченный идеями переднего привода. Параллельно в Московском Автомеханическом Институте он пишет диссертацию на одноименную тему и одним из первых в СССР успешно её защищает. Отношение к переднему приводу, меж тем, в те годы было более чем настороженное. Основные результаты исследования и стали базой для создания будущего автомобиля.
Думаю, что будет уместным сказать несколько слов об этом незаурядном человеке. Стешенко даже внешне производил незаурядное впечатление: красавец почти двухметрового роста с открытым энергичным лицом, напоминающий известного артиста Санаева, но более мужественный. Одевался не так, как было принято в среде руководителей производства (чего стоили широкополая черная шляпа и экстравагантно развевающийся черный плащ!). Был упрям не только с подчиненными, но и с начальством, твердо отстаивая свое мнение. Начальство переносило это с трудом.

По имени Таврия (17 фото)

В 1967 году Стешенко соорудил с коллегами «чудо-юдо» на основе «ЗАЗ-966».

- У нас его называли «Тяни-Толкай», - вспоминал Стешенко. - Спереди, в багажнике, стоял экспериментальный 50-сильный мелитопольский двигатель жидкостного охлаждения. Мы ехали то на нем, то на заднем и сравнивали поведение автомобиля. Добирались так от Запорожья до Горького, до Ульяновска. А поскольку были молодыми, то иногда позволяли себе отколоть фортель - включим оба двигателя одновременно - и наказываем какого-нибудь пижона на иномарке. Он - в шоке: «Запорожец» «сделал» его, как ребенка! А мы в душе хохочем...

По имени Таврия (17 фото)

Кстати, практически десять лет разработка автомобиля велась подпольно, без официального распоряжения министерства. Отталкиваясь от канонов знаменитого Мини, коллектив конструкторов- энтузиастов создавал все новые и новые прототипы автомобилей. Некоторые из них выходили чуть более симпатичными, некоторые – менее, однако все без исключения модели выполнялись на высоком стилистическом уровне и с соблюдением мировой моды.

По имени Таврия (17 фото)

На первом опытном автомобиле 1970 года силовой агрегат включал в себя непосредственно двигатель, дисковое диафрагменное сцепление и пятиступенчатую коробку передач с единой масляной ванной. Для полноприводных модификаций предусматривалась установка колесных редукторов на передние колеса для сохранения динамики автомобиля при использовании стандартной трансмиссии. Рабочий объем двигателей для разных шасси составлял 0,9 и 1,0 литра при мощности 40 и 44 л.с. соответственно. Этот автомобиль, получивший название "Перспектива" испытывался на протяжении 1972-1973 годов.

По имени Таврия (17 фото)

В 1973 году увидела свет новая серия автомобилей, использовавшая в оформлении некоторые детали интерьера ВАЗ-2101. Во втором семействе были учтены выявленные ранее недостатки.

По имени Таврия (17 фото)

В 1974 году эти прототипы были несколько "подредактированы" в части экстерьера.

По имени Таврия (17 фото)

В 1975 году увидел свет новый вариант "Таврии". Эта модель создавалась в сотрудничестве с конструкторами ВАЗа, работавшими над своей моделью ВАЗ 1101 (Ока). Причем, каждый конструкторский коллектив шел своей дорогой, закладывая в проектируемые автомобили унификацию ряда комплектующих для его удешевления. Однако, по ряду причин и этот образец также не попал в серийное производство.

По имени Таврия (17 фото)

В 1978 году Минавтопром наконец дает заводу официальное задание на разработку «переднеприводника». Готовая машина понравилась Брежневу и должна была встать на конвейер уже в 1981 году. Однако, вместо желанной «путевки» в жизнь, зазовцы стали получили новое задание – скопировать автомобиль Форд Фиеста. По ряду причин, прямое копирование было невозможно, поэтому автомобиль творчески переработали и вновь представили на государственную комиссию…

По имени Таврия (17 фото)

Владимир Петрович Стешенко умер в 1991 году. Уже перенеся два инфаркта на пути постановки Таврии на производство, он прошелся по цехам агонизирующего завода и увиденной картины сердце не выдержало… Впрочем, преодолеть судьбу ему все-таки удалось. К тому моменту его детище колесило по многим городам Советского Союза.

По имени Таврия (17 фото)

Последней идеей, которую вынашивал Стешенко, был автомобиль ЗАЗ-1106, существовавший, в виде неходового глиняного макета и сохранившийся на немногочисленных снимках. Ниже - мое скромное представление о том, как мог бы выглядеть такой автомобиль в серии.

По имени Таврия (17 фото)
По имени Таврия (17 фото)
По имени Таврия (17 фото)
По имени Таврия (17 фото)
По имени Таврия (17 фото)
По имени Таврия (17 фото)
По имени Таврия (17 фото)
© 2010-2018 Artland24.ru.
При копировании материалов открытая для поисковых систем ссылка на artland24.ru обязательна.