Парадокс, но самое большое полноприводное купе в мире разработал и дал ему жизнь крупнейший в мире производитель микрокаров, компания Aixam.
Идея сочетания стремительного облика спорт-купе с внедорожными качествами полноприводника витает в сферах мировой автомобильной промышленности уже давно. Множество концептуальных разработок на тему "внедорожное спорт-купе" увидело свет за эти годы. Но между восхищающими энтузиастов уникальными концептами и массовым, внедренным в серию и предлагаемым покупателю продуктом, как оказалось, огромная пропасть. Такой автомобильный гибрид, который соблазнял обликом настоящего спортивного купе/кабриолета и в то же время обладал универсальностью и внедорожными качествами джипа, исключительно сложен в инженерном смысле. Ведь необходимо скрестить качества двух ипостасей, находящихся на разных полюсах автомобилестроения. С одной стороны, обтекаемые, низкие и подчеркнуто маловместительные 2-дверные купе, предназначенные только для идеальных дорог и принципиально адаптированные лишь для этой среды обитания (малый клиренс, зажатая шоссейная подвеска, низкопрофильные спортивные шины), с другой - полная противоположность: большие ходы "грузовых" подвесок, внушительный дорожный просвет, шины с грунтозацепами, почти непригодные для быстрой езды по асфальту. И если гибридизация с кузовами других типов идет более-менее успешно, то союз их агрегатов явно не складывается. Имеется много фундаментальных проблем, которые требуют решения.
На сегодняшний день существует лишь один-единственный автомобиль, в рамках которого практически полностью решены вышеперечисленные проблемы с "пересадкой внедорожных генов спорт-купе", причем эта модель официально считается серийной! Для знатоков это не сюрприз - потрясающий внедорожный "Гран Туризмо" Mega Track прочно вошел в зал славы автомобильной истории. Более двадцати лет прошло с момента инициирования этой одной из самых смелых идей автоиндустрии, более пятнадцати лет продолжается коммерческая история машины. И все равно Mega Track не перестает волновать умы автомобильных знатоков и соблазнять некоторых самых продвинутых клиентов. Технический и коммерческий подвиг, скрывающийся за этим произведением автомобильной техники, по-прежнему восхищает.
Но прежде - предыстория создания этой машины-уникума, биография которой стала притчей во языцех. Все началось весьма банально. В 1983 году французский предприниматель Жорж Блэн приобрел фирму Arola из Гренобля, занимающуюся выпуском микролитражек размером меньше Оки, для управления которыми в Западной Европе не нужны даже водительские права. Купив эту компанию, Блэн решил, что и даже такие машинки должны иметь современный дизайн и высокое качество изготовления. Была создана новая гамма букашек, а у подножья Французских Альп, в городе Экс-ле-Бене, вырос красивый современный завод, начавший производить машинки под новой маркой Аixam. Рынок отреагировал на модернизацию стремительно: вотюреты, как называют этих "карликов" французы, Aixam за несколько лет заняли лидирующие позиции в Европе на этом специфическом рынке. Затем, в конце 80-х, в Европе случился бум на эти "бесправные" машинки: их покупали подросткам, которым еще рано иметь права и пенсионеры, уже не способные пройти медкомиссию.
Пользуясь такой ситуацией подобные инвалидки продаются в Европе безумно дорого. Например, 2-местные "карлики" примитивнейшей конструкции с 2-цилиндровым мотором от японской газонокосилки Kubota продаются по цене от 10 до 15 тыс. долларов.
С самого начала триумфального шествия примитивных "карликов" по всей Европе Блэна не устраивал имидж его продукции. Он мечтал о проекте, который был бы не просто престижным и эксклюзивным, но выделялся бы своей концептуальностью и создал прецедент в автомобильной цивилизации. Так что идея Mega Track зародилась у Блэна еще в 1987 г. Причем в ту пору, когда внедорожники в Европе вообще мало кого интересовали, мысль скрестить спорт-купе с джипом пришла к французу вовсе не из соображений маркетинга или моды. Ралли-рейд Париж-Дакар, захватывающие кадры телетрансляций из Сахары, где специально построенные внедорожные прототипы Peugeot или Mitsubishi на скоростях за 200 км/ч запросто одолевали громадные дюны на необозримых просторах пустыни, - вот это был стимул! Эти машины выглядели потрясающе, при этом будоражила мысль о том, что настоящий спорт-кар должен "летать" по дорогам с любым покрытием, а лучше и без них! Великая идея окрылила Блэна. Ни разу за годы работы над проектом, когда возникали все новые и новые проблемы, требовавшие еще годы на инжиниринг и тесты, француз не отступил и не сэкономил, он считал, что машина должна быть идеальной.
Для создания имиджа и чтобы гарантировать надежность мотора, сразу же выбор пал на агрегаты Mercedes. Причем, чтобы не мелочиться, с самого начала остановились на легендарном 6-литровом моторе V12 мощностью почти 400 л.с., прославившемся благодаря своему основному носителю - Mercedes S 600. Мотор шестисотого гарантировал эксклюзивность и статус , но было абсолютно ясно, что для совершенно нового авто необходимо свое, оригинальное шасси. Mega Track проектировали с использованием традиционных гоночных технологий, заимствуя решения из обеих дисциплин автоспорта - кольцевых гонок и внедорожных ралли-рейдов. Основой машины стала монументальная пространственная конструкция из сваренных стальных листов, в которую интегрировали мощный трубчатый каркас безопасности. Спереди и сзади предусмотрены здоровенные подрамники, к которым крепятся узлы подвески и вся агрегатная база. Само шасси - гигантские двойные треугольные рычаги по кругу, по два мощных амортизатора для каждого колеса - отголоски дакаровских спорт-прототипов. Принципиально важным для успешного существования гибрида на асфальте и бездорожье посчитали изменяемый клиренс - для шоссе и пересеченной местности. С этой целью были разработаны пневмоэлементы, способные поднимать и опускать кузов относительно шасси в считанные секунды и фиксировать машину в одном из выбранных вариантов. Правда, и для "городского" режима минимальный дорожный просвет получился целых 220 мм - на зависть паркетникам.
Пришлось с нуля создавать схему интегральной трансмиссии, проектировать огромную раздаточную коробку, сзади приспосабливать блокируемый дифференциал, а также центральную вискомуфту. В итоге все получилось. Для снижения веса и из-за отсутствия подходящих деталей трансмиссии в "раздатке" пришлось использовать цепную передачу. Была проделана огромная работа, и в результате смогли создать постоянный полный привод, способный выдерживать сверскоростную езду по шоссе и на пересеченной местности. Оставалось еще решить проблемы с охлаждением V12. Так что за внушительными задними воздухозаборниками скрываются четыре огромных теплообменника, а над задним бампером установлены еще два радиатора и вентилятора от стандартного Mercedes 600 (W140).
Затем предстояли тесты на безопасность при столкновениях: боковые крэш-тесты и "перевороты" при сверхмощной несущей конструкции и дуге безопасности не составили проблем, а вот фронтальный удар доставил немалую головную боль, ведь спереди у машины - только багажник. Решили и этот вопрос. И готовый Mega Track уложился во все нормы даже без единой подушки безопасности!
Пришлось специально создавать и шины. Гигантские 20-дюймовые катки с асимметричным рисунком протектора, спроектированные по спецзаказу французским Michelin, способны выдерживать скорость свыше 250 км/ч и гоночные маневры на асфальте, но при этом они весьма цепкие и на бездорожье. Еще минимум год ушел на доводку форм кузова, его наружных стеклопластиковых панелей, последовали сотни часов тестов в аэродинамической трубе.
Как и было задумано, Mega Track получился полноценным 4-местным спорт-купе. Машина в итоге вышла настоящим монстром - свыше 5 м в длину, 1,5 м в высоту, и самое главное - ровно 2,5 м в ширину. Это одна из самых крупногабаритных серийных машин на земле. Но несмотря на стальной, а не карбоновый монокок, полный привод и люкс-оснащение салона, Mega Track весит менее 2,3 т, то есть практически столько же, сколько Сто Сороковой S 600 с тем же мотором и несущим кузовом.
Машине предстояло стать серийной. Оценив инвестиции и масштаб работ по созданию этого чудо-автомобиля, Блэн назначил розничную цену на уникальную модель, минимально возможную при таком уровне сложности и изощренности проекта, - 400 тыс. долларов. Каждая машина строится вручную, и маленький коллектив никак не может выпускать больше двух машин в год! Раритетность продукта была гарантирована. Уже перед мировой премьерой Жорж Блэн рассудил, что продавать один из самых эксклюзивных авто планеты под общей маркой с убогими Aixam невозможно, и была зарегистрирована новая марка - Mega.
Автомобильный мир удивился этому сногсшибательному гибриду в октябре 1992 г. на Парижском автосалоне. Наладить сборку смогли только через четыре года.
Интересно, что самый первый заказ в 1996 г. поступил от одного российского нефтяного олигарха. Так что самый первый серийный Mega Track отправился в Москву. Сюда же последовала и вторая проданная машина, на третью пришел заказ от эмира Саудовской Аравии, четвертая - вновь в Россию.
Всего с 1992 г. по 2010 гг было выпущено девять машин.
Mega совершенно не занимается рекламой, считая, что ценители сами их найдут, если нужно. Но продажи и так находятся на запланированном уровне - одна-две машины в год. Автомобиль уже обеспечил себе звание серийного, как и свое место в истории. Истинный коллекционер и ценитель автомобильной культуры просто не должен упустить возможности иметь Mega Track в своем гараже.