GM, Ford, Chrysler — три кита, на которых стоит автопром Америки. Правда в последние годы Большая тройка тяготеет к тому, чтобы стать четверкой, приняв в свои ряды прогремевшую на весь мир своими электрокарами Tesla. И пусть у калифорнийского производителя пока нет ни вековой истории, ни обширных мировых продаж, он стал самым настоящим медийным явлением.
Об успехах и провалах Tesla знают все, а имя основателя компании Элона Маска попадается в заголовках едва ли не чаще, чем какой-нибудь Шевроле на среднестатистической парковке. Но на самом деле список автопроизводителей США чуть шире, чем все привыкли думать. Так что если вы любите американские автомобили, но не любите мейнстрим, вам определенно стоит обратить свое внимание на одну из компаний, о которых пойдет речь ниже. Купить одну из этих машин — примерно то же самое, что отлетать по Кери Энн Мосс, пока все тащатся от Джессики Альбы. Во-первых, есть шанс прослыть тонким ценителем, а во-вторых, в тех узких лаковых штанах в Матрице она и правда была неимоверно хороша.
Fisker Automotive
Fisker Automotive была основана в Калифорнии в 2007 году Хенриком Фискером, автомобильным дизайнером, создавшим такие модели как Aston Martin DB9, BMW Z8 и Artega GT. В 2011 году начались продажи Fisker Karma — одного из первых серийных подзаряжаемых гибридов в люксовом сегменте. Силовая установка модели включает в себя два электромотора на каждом из задних колес, выдающих по 161 л.с. и 479 Нм. До сотни Karma разгоняется за 6.3 секунды, максимальная скорость составляет 201 км/ч — вполне достойные показатели для автомобиля с раcходом, как у газонокосилки. Двухлитровый турбомотор Ecotec работает в качестве генератора, также аккумулятор подзаряжается с помощью солнечной батареи, вмонтированной в крышу, или от розетки. Karma производилась в Финляндии, всего было выпущено порядка 2450 экземпляров. К сожалению, Fisker Automotive просуществовала в своем первоначальном виде недолго, в 2013 году её создатель объявил о банкротстве компании и в 2014 году она ушла с молотка в руки китайской корпорации Wanxiang. Китайцы кстати не исключают возможности возобновления продаж Fisker Karma, так что вполне возможно, что её история еще не окончена.
Hennessey Performance
Вообще ребята из Hennessey славятся тем, что крепко дуют (компрессором в стоковые V8). Но в перерывах между своими обычными занятиями они запилили парочку более глобальных проектов. В 2010 году они взяли Lotus Exige, мотор LS7 от Корвета и построили Venom GT. Семь литров с двумя турбинами выдают 1200 л.с., 1566 Нм и разгоняют гиперкар до сотни за 2.5 секунды. Venom GT носит звание самого быстрого серийного автомобиля в мире с официальным результатом 427.6 км/ч, а также поставил еще один рекорд, разогнавшись до 300 км/ч за 13.63 секунды. На сегодняшний день Hennessey анонсировал преемника своего первого гиперкара — Venom F5, у которого в наличии 1451 л.с, 466 км/ч заявленной максималки и жгучее желание порвать Bugatti Chiron на британский французский флаг.
Henessey Venom F5
Saleen
Saleen строит свои автомобили только на базе уже существующих моделей. Сейчас в их арсенале есть Saleen GTX/Tesla Model S, s302/Mustang, s507/Challanger и s620/Camaro. Но была в их истории одна модель, созданная с нуля. И это был не какой-нибудь раздутый пони-кар, а первый серийный американский суперкар в истории, опередивший Ford GT на 3 года. Saleen S7 оснащался семилитровым 550-ти сильным фордовским V8, который разгонял легкий карбоновый автомобиль до сотни за 3.3 секунды. Максимальная скорость была заявлена на отметке 354 км/ч, а минимальный ценник — $405k. Пришедший в 2005 году ему на смену Saleen S7 TwinTurbo переплюнул предшественника по всем показателям: две турбины увеличили мощность до 760 л.с., максимальную скорость до 399 км/ч, цену до $585k, а разгон до сотни у новой модели занимал всего 2.8 секунды. Тем, кому всего этого казалось мало, в 2006 году предложили "спортивный пакет", увеличивающий мощность автомобиля до 1000 л.с. К сожалению, времена славы Saleen как производителя суперкаров прошли, но Мустанги они всё же делают годные. К тому же все свои кастомы они перетряхивают основательно, от подвески до интерьера и экстерьера. Не говоря уж о наличии вездесущих компрессоров.
Интерьер Saleen S7: спартанский шик и воздуховоды от бюджетной малолитражки.
Saleen S7 TwinTurbo
Saleen GTX
S302 предлагают в трех вариантах экстерьера. Форсировок пятилитрового V8 тоже три: 450 л.с. в атмосферной версии и 715/730 лс. в наддувных.
У s570 тоже три варианта экстерьера, но моторов два — стандартный 5.7 Hemi мощностью 400 л.с., и он же, но с компрессором и 575 л.с.
Аналогично и с s620: 6.2 V8, 450 л.с. у атмосферника, 625 л.с. у компрессорного мотора.
Panoz Auto Development
Основанная в 1989 году компания специализируется на производстве спорткаров. На сегодняшний день Pаnoz выпускает две модели — GTR-1 и Esperante в разных модификациях. Первое поколение Esperante комплектовалось фордовским 4.6-литровым V8 в атмосферном и наддувном варианте, современные модели идут с 5.0-литровым V8, выдающим от 430 л.с. до 750 л.с. Кстати, Panoz Esperante GT-LM с фордовским мотором выиграл в своем классе GT2 24 часа Ле-Мана в 2006 году. Новый двигатель позиционируется как совместная разработка Panoz/ Élan Power Products, но в основе наверняка лежит что-нибудь от Форда, что бы они там не писали на крышке мотора. Коробка передач по умолчанию — шестиступенчатая механика Tremec T56 Magnum, но можно заказать и шестиступенчатый автомат с подрулевыми лепестками. Алюминиевое шасси разработано и запатентовано самой компанией Panoz, независимая подвеска собрана из элементов разных производителей, тормоза вполне предсказуемо Brembo, а диски BBS. Esperante также выпускают в специальной версии для трека, в которую готовы поставить любой мотор на ваш выбор. Если этот вариант кажется слишком попсовым, есть полностью карбоновый GTR-1 c шестилитровым V8. И его даже выпускают на дороги общего пользования.
Panoz Esperante Spyder GT от $204k. Корвет дешевле и красивее, 911 круче и красивее, но если хочется быть не как все — отличный вариант.
Panoz GTR-1
Anteros Coachworks
Единственная модель компании — кастом ручной сборки на базе Corvette C6. В основном упор сделан на карбоновый кузов и дорогие материалы отделки интерьера, которые каким-то невероятным образом уживаются с дешевым пластиком торпеды и вставок на дверях. Конечно, добавить немного лошадей к 6.2 литровому Vortec с помощью компрессора не забыли, а также переделать выхлоп. Это всё-таки маст-хев в американском ведре. Никому на самом деле не интересно, как это всё едет, достаточно того, чтобы оно красиво звучало.
Mosler Auto
Mosler уже отправился к мамонтам, совсем немного не дожив до возраста Курта Кобейна. За 26 лет существования компания продала всего около двухсот спорткаров, но успела отметиться в автоспорте в начале девяностых со своим Consulier GTP и в середине двухтысячных с Mosler MT900r, созданным специально для трека. Дорожная версия MT900 с индексом s производилась с 2003 по 2010 годы и особой популярностью не пользовалась, хоть и стоила относительно недорого для автомобиля, способного разменять сотню за 3.1 секунды — $189k. MT900s комплектовалась корветовским мотором LS6, с помощью компрессора развивающим 600 л.с., и за счет полностью карбонового шасси весила всего 900 кг. Car&Driver в своей рецензии раскатал MT900s в пух и прах, представители Moster заявили, что конкретная тестовая машина была укатанным шротом и обвинили журнал в необъективности, и теперь вряд ли кто-либо узнает, кто из них был прав.
Zimmer Motor Cars
Если вы любите ретро, но не любите ауру предыдущего владельца, витающую в салоне автомобиля, у Zimmer есть решение.
Основанная в 1978 году строит кастомы в нео-классическом стиле. В качестве базы для своих автомобилей в разные годы Zimmer использовал Mercury Cougar и Pontiac Fiero. Любопытный факт из истории — нынешний владелец Арт Циммер не имеет никакого отношения к основателю Полу Циммеру. В 1996 году Арт узнал о существовании Zimmer и недолго думая купил бренд и всё то ценное, что осталось от оригинальной компании. В первое время свежеиспеченный CEO забавлялся созданием клуба владельцев Golden Spirit, но уже через год возобновил производство кастомов на базе Lincoln Town Car. Сейчас ZImmer предлагает купе, кабриолет, седан и лимузин на базе нового Ford Mustang GT. Постройка Golden Spirit длится около полугода и стоит от $240 до $400 тысяч в зависимости от типа кузова и мощности мотора. В самом мощном Zimmer 640 лошадей, так что ценить ретро в нем можно не только с комфортом, но и с ветерком.