Волгоград — город-миллионер на юго-востоке европейской части России. Носит звание город-герой, здесь проходила Сталинградская битва. Уникальность Волгограда в его протяжённости. С учётом пригорода его длина по берегу Волги составляет 120 км. Это один из самых длинных городов в мире. Чтобы пересечь город потребуется почти 4 часа.
История Волгограда насчитывает несколько веков. Первые упоминания относятся к 1589 году, когда перед Русским государством встала острая необходимость охраны нового транспортного пути — реки Волги. Тогда-то и был основан город Царицын, через несколько столетий переименованный в Сталинград, а затем в Волгоград.
Через город проходили многие торговые пути, что стало поводом к процветанию. Волгоград развивался и рос, постепенно появлялись первые пароходы, пристани, строилась железная дорога. Население значительно увеличивалось.
За время Сталинградской битвы город-герой был разрушен. Почти не осталось уцелевших зданий. Из-за столь интенсивного нападения и сильнейших повреждений его пришлось отстраивать заново. Полностью была возведена центральная часть города, значительно увеличилась его территория. Узнать в современных постройках бывший Царицын невозможно.
Проспект Ленина — главная улица Волгограда.
Волгоградский мост («Танцующий мост»).
Мост прозвали «танцующим», когда 21 мая 2010 года его пришлось перекрыть из-за сильных колебаний. По рассказам очевидцев, мост начал «танцевать» и это было видно даже невооружённым глазом.
Железнодорожный вокзал Волгограда.
В годы Великой Отечественной войны Сталинградский транспортный узел был важным звеном в снабжении фронта. В сентябре 1942 года фашисты захватили здание и занимали его почти три месяца. Освободили здание только 31 января 1943 года. Вместо разрушенного вокзала отстроили одноэтажную времянку, а новое трёхэтажное здание, которое служит до сих пор, возвели в 50-х годах.
Здание выполнено в монументальных формах сталинской архитектуры послевоенных лет. Общая высота — 67 метров. Его венчает часовая башня с часами диаметром 4 метра и длиной стрелок до 2,5 метров.
Средняя часть выполнена в виде башни со шпилем. В арке над входом установлена скульптурная композиция «Апофеоз труда», а главный вход украшают горельефы, которые представляют героев войны.
Станция является узлом пяти направлений: на Краснодар, Ростов-на-Дону, Москву, Саратов и Астрахань.
Памятник архитектуры Царицына XIX века (1897). Здание было сильно повреждено во время Сталинградской битвы и восстановлено в 1950-х годах без каланчи. В 1995 году после пожара здание восстановлено в первоначальном виде.
Новый Экспериментальный театр.
Здание представляет собой классический стиль архитектуры. В нём располагалась одна из самых крупных библиотек города, в нём же был основан первый музей Царицына. Затем в этом здании работал драматический театр им. Горького, старейший театр города. После Сталинградского сражения здание восстановлено с максимальным сохранением всех деталей, что и даёт основание говорить о классическом стиле архитектуры. В 1989 году в здании открылся Новый Экспериментальный Театр.
Гостиница «Волгоград».
Здание, построенное в 1890 году, называлось «Столичные номера». В 30-х годах здание надстроили до четырёхэтажного, в нём разместился Дом лётчиков. После войны было отстроено на старом фундаменте заново, став уже 5-этажным.
Главпочтамт.
Это монументальное пятиэтажное здание было построено в 50-х годах. Фасад здания Главпочтамта и Центрального телеграфа Волгограда имеет одну особенность — наличие двух башен с циферблатом без часовых стрелок. Строительство здания началось в 1953 году, а годом позже было построено здание вокзала, на котором также расположились часы. Строительство Главпочтамта было завершено только в 55-м году, и, по словам архитектора, было решено не устанавливать на нём часовые механизмы, чтобы не дублировать находящиеся совсем рядом часы на здании железнодорожного вокзала.
Памятник «Защитникам красного Царицына и Сталинграда».
Скульптура «Родина-мать зовёт!»
Большая часть достопримечательностей Волгограда напрямую связанная с событиями Великой Отечественной войны. Главным памятником города является Мамаев курган — именно здесь проходили самые ожесточённые бои.
Общая площадь мемориала составляет 107 гектаров, высота — 102 метра. Монумент «Родина-Мать зовёт!» венчает главную высоту России. Это символ и визитная карточка Волгограда.
«Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая (на тот момент) скульптура-статуя в мире. До сих пор является самой высокой нерелигиозной скульптурой-статуей в мире.
Её высота 52 метра, длина руки — 20 метров. Общая высота скульптуры — 85 метров.
Для сравнения: высота Статуи Свободы в Нью-Йорке — 46 метров, а статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро — 38 метров.
По примерным подсчётам на Мамаевом кургане в индивидуальных и братских могилах захоронено не менее 35 000 защитников Сталинграда.
Музей-панорама «Сталинградская битва».
Комплекс, посвящённый Сталинградской Битве, включает в себя здание паровой мельницы, выставку вооружения, музей «Сталинградская битва», музей войны в Афганистане, а также панораму «Сталинградская битва» — огромное живописное полотно (размером 120*16 метров), на котором изображены основные моменты великого сражения.
Руины паровой мельницы Грудинина.
Мельница была построена в 1904 году. При восстановлении города после войны мельницу решили оставить как есть в качестве живого свидетельства разрушительной Сталинградской битвы.
Слева видна скульптура «Танцующие дети» — копия фонтана «Детский хоровод», установленного на Привокзальной площади. Скульпторы в камне воплотили знаменитый снимок советского фотографа Эммануила Евзерихина, запечатлевшего чудом уцелевший весёлый детский хоровод на фоне разрушенного бомбёжкой Сталинграда.
Волгоградский планетарий.
Открыт 19 сентября 1954 года. Здание венчает скульптурная группа «Мир» работы В.И. Мухиной, которая является последней её работой.
Волгоградский речной вокзал.
Крупнейший речной вокзал в России (как и в Европе). Длина здания практически равняется длине Красной площади в Москве и составляет 296 метров. К вокзалу одновременно могут причаливать 6 теплоходов. Зал ожидания рассчитан на 700 человек.
Мост через пойму реки Царица (Пионерка), построенный в 1960-х на месте старого Астраханского моста. В 1980-х к нему была пристроена эстакада скоростного трамвая.
Волгоградский скоростной трамвай (метротрам).
Трамвайная система с элементами метрополитена. Насчитывает 22 станции, расположенные на одной линии длиной 17,3 км. Из них участок длиной 7,1 км в составе 6 станций проложен под землёй по стандартам метрополитена. Наземный участок перестроен из обычной трамвайной линии для обеспечения больших скоростей движения и минимизации пересечений с другими видами транспорта.
41. Волгоградский скоростной трамвай уникален ещё тем, что тоннели под землёй меняются местами без непосредственного пересечения.
Дело в том, что на линиях обычного трамвая остановки расположены с внешней стороны путей, а на станциях метро считается оптимальным, когда пассажирская платформа находится между путями. Но у обычных трамваев двери расположены только с правой стороны. Поэтому проектировщики приняли решение на подземных участках организовать левостороннее движение трамваев.
В итоге тоннели перекрещиваются друг над другом на разных уровнях в начале и в конце подземного участка первой очереди.
На подземных станциях второй очереди движение трамваев уже правостороннее, потому что там ходят вагоны с дверьми по обе стороны.
Станция Пионерская, в силу особенностей рельефа местности, расположена на эстакаде над поймой реки Царица.
Подземные станции построены с возможностью переоборудования в участки полноценного метро: в частности, предусмотрена возможность поднять высоту платформы до уровня платформ метрополитена. Станции «Площадь Ленина» и «Комсомольская» в текущем состоянии рассчитаны на составы из 4 вагонов, но имеют также неиспользуемую скрытую часть платформы, за счёт которой могут быть удлинены при модернизации.
Представляет собой два высотных здания в 32 (корпус А) и 28 (корпус Б) этажей. Внешние фасадные поверхности корпусов слегка изогнуты и напоминают наполненные ветром паруса.