Jeep на этой неделе показал специальный выпуск Wrangler. Открытый, и стилизованный под Willys, крошечный 4x4, в честь 75-летия. Некоторым он понравился, кто-то счел его недоделкой. Но если говорить про оригинал - тут спорить не о чем, этот автомобиль сыграл важную роль во Второй мировой войне.
Во-первых, немного истории.
Во время войны была нужна небольшая, но функциональная машина, и армия США сформулировала ряд довольно хитрый критериев, и предложила автопроизводителям предлагать свои идеи. Среди ограничений - лимитированные максимальные размеры и снаряженная масса не более 590 кг, при грузоподъемности в 272 кг. Компания под названием Willys-Overland была одной из тех, кто заинтересовался.
В результате получился Willys Quad, который в итоге весил чуть больше, чем надо, а потом конкурирующие предложения появились и от компаний Ford и Bantam. Армия увеличила лимит по весу, и заказала по 1500 экземпляров каждого автомобиля, и только после этого Willys был выбран в качестве основного поставщика.
Затем последовали Willys MA и MB, весом более тонны. В общей сложности было произведено 368 000 автомобилей, все они были окрашены в оливково-серый цвет (неудивительно, помня его предназначение).
Название "Jeep" появилось уже позже, и быстро стало торговой маркой.
Но хватит истории - вы, вероятно, хотите знать, как он в деле.
Вождение автомобиля, сделанного в 1944 году, как в этом примере, всегда связано с обучением, так что приходится продираться через нюансы вроде хитрого переключения передач - тут три скорости, но положения ручки КПП весьма непривычны: задний ход находится в верхнем левом углу, а первая передача - в правом нижнем.
Переключение между первыми двумя передачами требует очень деликатной координации рук и ног, чтобы избежать дикого скрежета. Но, учитывая, что этот автомобиль пережил семь десятилетий и военную службу, я полагаю, детали его коробки достаточно прочны, чтобы выдержать мою криворукость.
Водить машину с такой жесткой подвеской довольно болезненно, открытая кабина комфорта тоже не добавляет - приходится прикладывать усилия чтобы не выпасть.
Руль - невероятно тонкий и абсурдно большой, и крутить его приходится много. Любой, кто водил фургон, или хотя бы Land Rover Defender, найдет его знакомым.
Ощущения от вождения тут настолько древние, что хочется смеяться вслух, несмотря на достойные корни.
С четырех-цилиндровым двигателем, выдающим около 55 сил Willys не очень быстр, но армии ведь и требовалось лишь около 90 км/ч. Разгон до этой скорости - поистине захватывающий опыт, особенно - по сравнению с драматической легкостью современных автомобилей.
И, конечно, он очень хорош на бездорожье, полный привод и малые габариты позволяющют ему ловко вертеться вокруг современных Wrangler.
Так что хочется поблагодарить Willys за то, что как только война закончилась, в Jeep увидели возможность и создали гражданские версии своего военного героя. Со временем они превратились в то, что мы теперь знаем, как Wrangler.
На самом деле, каждый внедорожник - вплоть до Evoque Convertible - идет по следу, проложенному Willys. Это не только важный автомобиль, но и машина, способная подарить кучу восторга.