В этом году Ферруччо Ламборгини могло исполниться 100 лет. Будь он британцем, все ограничилось бы заметкой в газете или мемориальной табличкой в парке. Но он, конечно, был итальянцем, и итальянцем выдающимся. Поэтому компания, основанная им в 1963 году, построила самый мощный автомобиль в своей истории — 770-сильное воплощение зла, обтянутое причудливой карбоновой кожей!
Это — Lamborghini Centenario, и как ни просите, вам ее не получить: все 40 уже распроданы, — 20 купе и 20 родстеров — по 2,2 млн евро за штуку. Кстати, владельцы по сути отвалили кучу денег за пару скетчей, а живые машины увидели вместе с нами в Женеве.
Хотя это не совсем так. За неделю до официальной премьеры мы проникли в Сант’Агату и сняли эксклюзивный фотосет, а заодно поболтали с Маурицио Реджиани, главным по R&D. Это важно, поскольку этот автомобиль стал своеобразным сайд-проектом его департамента и последним из серии малотиражных Lamborghini, — Reventón, Sesto Elemento и Veneno — ставшими отчасти лабораториями на колесах.
«Эта машина — отличная разминка для инженеров и дизайнеров», — объясняет он. «Здесь они могут сделать такое, на что в разработке серийного автомобиля уйдет года четыре. Только наши ребята могут построить нечто подобное, ведь нужно знать, что смешать, чтобы коктейль получился вкусным».
Сердцем этого монстра служит знакомый 6,5-литровый V12 от Aventador, выдающий — напомним еще раз — чудовищные 770 л.с. Чтобы выжать столько мощи из любого двигателя, нужно много воздуха. Турбо выглядит очевидным решением, но это же флагманский Lambo — поэтому мотор атмосферный. А это значит, что потоки воздуха должны попадать прямиком в легкие автомобиля. Вы, наверное, обратили внимание на пасти воздухозаборников перед задними арками, но подойдите ближе и увидите прорези в передних фарах, направляющих воздушный поток прямо в радиаторы.
Другая сторона этой аэромедали — прижимная сила. Как вам этот передний сплиттер? Воздух, проходящий над ним, успевает хорошенько придавить переднюю ось, прежде чем вылететь из отверстий в капоте. Боковые юбки и колесные арки тоже участвуют в процессе.
Все, что работает на прижим, сделано из матового карбона, в отличие от остальных, глянцевых элементов. А еще здесь есть царь всех диффузоров, который не только успокаивает турбулентные потоки, но и заполняет собой почти всю корму, превращая автомобиль в передвижную мясорубку.
И, конечно, заднее крыло. Оно тоже помогает. На маленьких скоростях спойлер скрыт в кузове, но с ростом темпа он выдвигается на 15 см, а угол атаки регулируется в пределах 15 градусов. Вообще, объясняет Маурицио, устроено крыло очень хитро: «Когда оно поднято, мы нагреваем его с помощью выхлопных газов». Горячая нижняя часть создает ощутимую разницу в давлении с разных сторон крыла, что увеличивает прижимную силу.
Говорят, что такие автомобили нарушают законы физики, но в случае с Centenario это не так. Напротив, он использует их на полную, чтобы добиться такого сумасшедшего эффекта. Природа участвует во всем этом добровольно. Воздух не направлен куда-либо против своей воли — его убедили все эти выступы, углы и отверстия. Даже спицы колес (из кованого алюминия с карбоновыми лезвиями) помогают в охлаждении тормозов.
Как и Aventador, на чьей базе он и построен, Centenario полноприводный. Но кроме обязанностей крутиться, задние колеса взяли на себя еще одну — поворачивать, подхватив тренд, заданный Ferrari F12tdf и, хм, Renault Megane.
На небольшой скорости они поворачивают в сторону, противоположную передним, облегчая маневры. Но кто парится о парковке безумного гиперкара? Это работа дворецкого. Главное, что на высоких скоростях — вплоть до максимальных 350 км/ч — задние поворачивают туда же, куда и передние. Это виртуально растягивает колесную базу на полметра, увеличивая стабильность.
Centenario так же говорит, что Lamborghini и будущее — синонимы. Здесь есть 10,5-дюймовый экран, который отвечает за браузер, стриминг музыки, Apple CarPlay и волшебную шкатулку, полную телеметрии. Слово Маурицио: «Вы можете загрузить любой трек с 3D-картой, а система подскажет, когда лучше переключаться. Она же определит оптимальные точки торможений, основываясь на вашей скорости». Список опций включает пару камер для онбордов, так что вы не забудете, на каком круге было по-настоящему страшно.
Команда Маурицио работала без передышки шесть месяцев, готовясь к женевскому дебюту. Мы успели со съемкой буквально в последний момент перед тем, как автомобиль погрузили в прицеп и отправили в Палэкспо через ночные Альпы. TG всегда готов помочь, и, поскольку нам все равно было по пути, мы вызвались составить устрашающий, сверхбезопасный эскорт. Кто может быть надежнее в таком деле, чем наша команда в прокатном хэтче?
Надо ли говорить, что путешествие закончилось благополучно, и рано утром Centenario прибыл вовремя к разгрузочному слоту. Но здесь были свои трудности: как сохранить втайне секретный, 2,2-миллионный карбоновый Lambo, сгружая его в полный людей зал? А на выставочном стенде, окруженном сотрудниками с камерофонами?
Во-первых, езжайте на грузовике прямо через через зал и по пешеходным зонам, к ужасу охранников и пожарных. Все остальные просто везли свои машины от входа к стендам, но Lambo — не все остальные.
Во-вторых, укутайте автомобиль в своеобразный кокон с вырезом для ветрового стекла, чтобы водитель имел хотя бы примерное представление, кого он собрался давить. Добавьте вокруг супермоделей на высоких каблуках, и путь свободен.
После того, как вы медленно спустились по рампе с грузовика, нужно повернуть на 50 градусов и заехать на металлическую платформу, которую кран поднимет вверх. Он перенесет вас над остальными автомобилями и посетителями прямо на стенд Lamborghini, где уже подготовлено парковочное место. Это не так просто, потому что машина слишком длинная, а двигатель перевешивает. Четверо парней давят на капот, чтобы драгоценный Centenario не упал с платформы и не разбился.
Запасных деталей нет. Даже маленькая трещинка потребует суматошных телефонных звонков на завод и экспрессивной итальянской жестикуляции (на самом деле, они просто вышлют «летающего доктора» с набором для лечения карбона в чемоданчике). Но нам все это не понадобилось, и после нескольких волнующих моментов Centenario выкатили на белый глянцевый подиум, окруженный деревянными экранами в черных шторах. Теперь можно снять защитный чехол и приступать к полировке.
Сколько человек нужно, чтобы и так сияющий Lambo засверкал ярче? Около девяти, и еще сотни тряпок. Пригодится и пергамент для выпечки, который закроет уже обработанные детали от пыли грязных. Каждая поверхность, зазор и щель очищаются тонкими кистями и баночками сжатого воздуха, чтобы выдуть частицы, образующие микротрещины. Удержаться от искушения и сказать «вы тут, кажется, пропустили» очень сложно.
Завтра утром, изведя тонны полироли, тканевые экраны уберут, а покрывало снимут — и мир впервые увидит самый дикий Ламбо. Как он отреагирует?
«После Veneno все ждали от нас ракеты», — говорит Маурицио. «Так что мы решили: окей, нужно всех удивить. Но сейчас 100-летний юбилей Ферруччо, поэтому мы хотели удивить и его». Мы не знаем автомобилей, что могут воскрешать из мертвых, но даже стоя в тишине на стенде автомобильного шоу, Centenario похож на такой.