В горной части Швейцарии есть деревушки и городки, в которых полностью запрещен частный автотранспорт. Иметь автомобиль могут лишь отели, службы такси и коммунальщики, причем автомобиль этот должен быть электрическим. Транспорт с двигателями внутреннего сгорания в таких населенных пунктах отсутствует полностью. Как правило, все подобные городки являются горнолыжными курортами и об одном из них я вам сегодня расскажу.
Попасть в Церматт на автомобиле не возможно — частный транспорт тут запрещен с 1931 года. В 1972 и 1986 годах среди местных жителей проводился референдум насчет отмены этого запрета, но жители Церматта оба раза проголосовали против частного транспорта. Автопутешественнику придется оставить свою машину в соседнем городке Теш, расположенном в шести километрах от Церматта и дальше либо идти пешком, либо ехать на поезде, курсирующем между обоими городками с 20-ти минутным тактом. Я добирался на поезде.
Выйдя из здания вокзала, мне открылась такая вот картина. Это привокзальная площадь, на которой уже ждут своих пассажиров развозные электромобили, принадлежащие различным отелям.
При словосочетании «швейцарский электромобиль» вам, как и мне, наверняка представляется какое-то сверхтехнологичное транспортное средство, сопостовимое как минимум с известной теслой. Но реальность оказывается немного иной.
Электромобили Церматта — это такие вот жуткие коробки на батарейках, лишенные не только дизайна но и хоть каких-то технологий. У них даже окна сдвижные, как в газелях. Причем стоит один такой электромобиль 70 000 евро! Ручная сборка, алюминиевый кузов, индивидуальный заказ, все дела.
С 1931 года в Церматте был разрешен только гужевой транспорт, он и до сих пор тут используется. Повозки, запряженные лошадьми на фоне магазинов Rolex в этом городке стандартная картина. Это традиции, а традиции в Швейцарии священны.
Начнем прогулку по городку, высотометр в телефоне показывает высоту 1610 метров — именно на этой высоте расположен курортный городок.
Большая часть зданий в городке — отели. Церматт живет только лишь за счет туристов, которые наводняют этот небольшой городок круглый год.
На фото самый старый и самый роскошный отель Церматта — Церматтерхоф, входящий в список тридцати лучших отелей Европы. Гостей отеля развозят как на стандартных автомобилях, так и на более классических конных экипажах. Церматтерхоф стал первым отелем, построенным в Церматте еще в то время, когда маленькая и никому не известная швейцарская деревушка решила развивать у себя туризм. Строился отель в период с 1876 по 1879 на средства местных семей, в собственности которых он и находится в настоящее время.
Большинство отелей попроще на вид и перед каждым припаркован электромобиль с принтами отеля на корпусе.
Местами встречаются какие-то совсем уж древние дома и сараи.
Даже по внешнему виду видно, что этим постройкам не один век. В любой другой стране давно бы снесли эти бараки, но в Швейцарии нельзя — традиции. Тут берегут все, включая полуразвалившиеся сараи, как на переднем плане.
Есть тут и современная архитектура, которая своим внешним видом обыгрывает классические мотивы.
В ходе прогулки встретилось совершенно нетипичное для Церматта здание.
Которое, впрочем, тоже оказалось отелем.
Во внутренних двориках повсюду встречаются местные электромобили.
Еще одно нетипичное здание Церматта. Судя по всему, тут расположена школа.
Архитектура довольно экстравагантна, особенно для консервативного швейцарского городка.
Напротив школы отель, а на пороге его очередная вагонетка на батарейках.
Какие-то сооружения на заднем дворике одного из зданий. То ли это осветительные купола подземного гаража, то ли подземное мусорохранилище.
Церматт позиционирует себя как один из самых экологически чистых курортов мира и у него для этого есть все основания.
лектромобили из Швейцарии — роскошь, инновации, комфорт.» — так и вижу этот слоган в качестве подписи к подобным картинкам в рекламном проспекте.
Видимо, существуют какие-то строительные стандарты при сооружении отелей в Церматте, так как все они очень похожи друг на друга. Деревянные стены, каменная крыша — атрибуты 90% зданий этого городка.
Со всех сторон городок окружен горами, которые обрамляют его, как золотая оправа алмаз. Тот случай, когда красота и внутри и снаружи.
Перед отелем скульптурная композиция, источник питьевой воды и лавочка. Все настолько идеальное и чистое, как будто это декорации для съемок фильмов, а не улочки реального населенного пункта. Подчеркивает декоративность картинки практически полное отсутствие людей.
В центре городка создан прекрасный парк, который как и все в Швейцарии доведен до абсолютного совершенства.
Но вернемся к главной особенности Церматта — электромобилям. Все они производятся тут же фирмой Stimbo, название которой образовано от первых букв имен создателей предприятия — братьев Stefan (ST), Imboden (IM) и Bruno (BO). Семейное предприятие начало свою деятельность во второй половине 1980-х и производит электромобили уже три десятка лет.
Особенностью Церматта является консервативность его жителей, которая выражается в нежелании менять то, что и так хорошо работает и приносит прибыль. Таким образом, допуск электромобилей на улицы города столкнулся с сопротивлением со стороны местных жителей. В ходе долгой истории жители Церматта пошли на уступки, согласившись допустить на улицы электромобили при условии, что они будут полностью произведены в Церматте.
Таким образом для фирмы Stimbo настали золотые времена. При полном отсутствии конкуренции братья в подземном гараже начали производить простейшие электрические транспортные средства из алюминия. Благодаря штучному производству с учетом ручного труда цена автомобиля получалась космической — 70 000 евро за обычный пассажирский электромобиль или, например, 200 000 за цистерну.
Но у жителей Церматта выбор невелик. Хочешь иметь транспорт — либо плати огромные деньги за вагонетку с электромотором, либо развози на телеге. Причем сразу получить автомобиль не получится — придется подождать от двух до восьми месяцев, так как фирма переполнена заказами.
За три десятка лет производства предприятие выпустило более пяти сотен электромобилей в самых разных вариациях и с разными типами кузовов.
Главный символ региона и самая фотографируемая гора Альп — Маттерхорн величественно возвышается над деревушкой.
Станция канатной дороги, которая в зимний период доставляет лыжников и сноубордистов на горнолыжные трассы Церматта. Летом не функционирует.
На этом я завершаю рассказ об этом необычном городке, по улицам которого в результате политики местных жителей бегают вагонетки на батарейках, стоимостью, как автомобиль класса люкс.
В Церматт вряд ли стоит ехать специально, но если вы планируете подъем на кряж Горнерграт, ваш путь все равно будет проходить через этот скучноватый, но милый городок. В таком случае стоит выделить часик времени на неспешную прогулку по идеальным улочкам самого известного курорта Швейцарии.