Во время строительных работ по возведению моста через Керченский пролив, на дне пролива был обнаружен самолет ИЛ-2 времен Великой Отечественной войны. Штурмовик подняли со дна и обнаружили в нем останки летчика. К делу подключились поисковики, решившие установить личность пилота и выяснить обстоятельства его гибели. Как развивались события далее, расскажет этот пост.
Прямо на борт судна вызвали поисковиков, основная работа по обследованию самолета была предоставлена им. Работниками полиции из кабины штурмовика изъят пистолет "ТТ" - штатное оружие летчиков.
Александр Шимкив, из Геленджикского ВПЦ "Подвиг" провел предварительное обследование боевой машины.
Судьба второго члена экипажа - стрелка, пока остается неизвестной. Фюзеляж самолета обломан как раз в районе кабины стрелка.
Самолет был доставлен на базу в Геленджик, где поисковики занялись эксгумацией останков летчика и выявлением номера мотора и самолета. Моторный капот открылся достаточно легко, хоть и боевая машина пролежала семь десятков лет на дне пролива. И вот он, первый момент истины. Номер мотора штурмовика.
Буквально через несколько часов, Евгений Порфирьев сообщает полученную информацию:
Ил-2 № 7826 с мотором АМ-38Ф № 25301 выпущен на заводе № 1 в Куйбышеве 19 июля 1943 года.
Это уже время наступления наших войск на Крым. Проверяется база данных самолетов, имеющаяся у «Кубанского плацдарма».
Выясняется следующее. По 4-й воздушной армии такого самолета нет, скорее всего он флотский, а по самолетам ЧФ база очень скромная. Направляется запрос в архив.
Тем временем, продолжается работа с самолетом. Скрупулезно разбирается мешанина из деталей, донных отложений в кабине.
Грудная клетка летчика находилась внутри спасательного жилета в районе педалей. Среди ребер найден орден Боевого Красного Знамени.
Состояние очень плохое, при попытках очистить его от наростов, обламываются края, номер не читается. Орден временно законсервировали в пресной воде. В выходные, с ним будут работать. Есть надежда, что удастся установить его номер. А по нему – уже имя летчика.
Евгений Порфирьев:
Если самолет из состава ВВС ЧФ, что очень вероятно, то он входил в состав 11 ШАД ВВС ЧФ. Которая включала в себя 8 и 47 ШАПы. Проверены списки потерь за осень-зиму 1943 г. У моряков в боевых донесениях указывались награждения. Поэтому список возможных вариантов можно сократить до двух пилотов, награжденных орденами Красного Знамени:
1. мл. л-т Полуэктов Петр Ильич, 1920 г.р., 8 ГШАП
2. майор Каверзин Николай Ильич, 1907 г.р., 47 ШАП
Оба не вернулись с боевого задания 01.12.1943 г.
Так как этот Ил-2 поздних выпусков – он уже двухместный. За кабиной пилота находилась кабина стрелка. То, что он вел бой до последнего патрона, говорит совершенно израсходованный боезапас к пулемету УБС. Боезапас пулеметов,, которыми управлял пилот израсходован наполовину. Очевидно, что штурмовик подвергался атакам самолетов противника с хвоста, а во время боя, скорее всего пилот был убит или смертельно ранен. Судьба стрелка пока неизвестна. Погиб ли он вместе с самолетом, или успел выбросится с парашютом, могут рассказать архивные документы.
Благодаря усилиям поисковиков со всей страны удалось найти документы и установить экипаж штурмовика ИЛ-2.
На задание вылетели Ударов Александр Петрович, летчик, 1918 года рождения, и Калинкин Петр Павлович, воздушный стрелок, 1924 года рождения.
Младший лейтенант Ударов был награжден Орденом Красного Знамени 3 октября 1943 года.
Этот орден был обнаружен в кабине штурмовика, среди останков летчика.
О боевом пути Александра Ударова рассказывают строки из приказа о награждении.
После награждения, Александру Ударову и его стрелку Петру Калинкину оставалось жить и воевать всего один месяц...
Начата работа по поиску родственников погибшего экипажа.