Мы встречаемся с ними раз-два в неделю. Перекидываемся парой слов и уезжаем, бросив горсть мелочи в ладонь.
И большинству из нас они представляются не самыми счастливыми и успешными людьми. А между тем, заправщики на АЗС если и не состоятельные, то вполне обеспеченные люди. Как многим часто путешествующим, вашему корреспонденту повезло обзавестись «своим» таксистом.Александр — скромный лет под пятьдесят, вежливый и аккуратный.
Но, когда я в очередной раз решил воспользоваться его услугами, в ответ услышал: «Не могу, завязал я с этим делом. На заправку устроился. О чем совершенно не жалею».
Столь резкий поворот Сашиной «карьеры» вызвал неподдельный интерес...
Трудоустройство
— Мы, москвичи, порой сами не понимаем, где в нашем городе можно заработать, — говорит Александр.
— Вот выкинут какую-нибудь «офисную крысу» с работы.
Она в депрессию впадает, пить начинает на последние или мыкается по всяким грошовым должностям. Мне это никогда не нравилось.
Я, собственно, потому в 90-х и таксовать пошел. Но вот в этом году понял, что устал смертельно: работа таксистская вобщем-то нездоровая совсем.Сумасшедший график, клиенты, гаишники с их жлобством и мздоимством, собратья-автомобилисты, которые словно ездить разучились – надоели они мне все.
Пока искал куда податься, начал присматриваться к заправкам. Думал, что зарплата там какая-никакая есть, да и чаевых может рублей по 500 в день выходить будет.
Тут как по заказу подвернулось объявление в газете. Поставил я свой Focus на прикол и пошел устраиваться в известную заправочную сеть.
Ну, помурыжили анкетами, проверками, медосмотром. Оформили и отправили на учебу. Там в основном инструктировали по технике безопасности — пугали древними страшилками типа того, «телефоном на заправке пользоваться нельзя – может произойти взрыв».
Но помимо этого бреда и толковые вещи рассказывали. Вместе со мной устраивались в основном всякие маргинальные «замкадыши», да вчерашние гастарбайтеры, получившие гражданство.
Им такие лекции небесполезны. Повидал я этих друзей в армии – им станется уровень топлива в баке посмотреть, подсвечивая спичкой. Но было много и москвичей, таких как я...
Так сломался первый стереотип о том, что на подобных работах в основном трудятся мигранты-не граждане.
По словам Александра, в их сеть на работу берут только граждан РФ и среди заправщиков довольно много бывших водителей.
Кому-то не позволяет больше сидеть за баранкой здоровье, кто-то лишился «прав».
Работа
— График оказался плавающим – 10 дневных смен по 12 часов плюс пять ночных.
Зарплата почасовая – около 85 рублей час, ночью — больше. В дневную работать выгоднее.
Постоянно кто-то уезжает или болеет, поэтому число смен может увеличиться. Летом работать легче, чем зимой – регулярно «припахивают» расчищать снег, хотя в обязанности наши это не входит...
Круговорот вокруг «столбов»
Сумма, которую заправщик может заработать за смену, зависит и от места на самой заправке.
Например, на АЗС четыре раздаточных колонки, или, на сленге, «столба». Четверо заправщиков дежурят у них только с утра, потом один отправляется отдыхать.
А тот, что стоит на «воротах» обслуживает две колонки сразу. На большинстве заправок места сменяются по кругу, но иногда действует и принцип «кто первый встал – того и тапки».
В расстановку вмешивается и начальство. — Управляющие, — откровенничает Александр, — получают премии за реализацию фирменного бензина и анализируют, кто из сотрудников удачнее его «впаривает».
Если колонка плохо раздает «премиальное» топливо, то заправщику начинают «ковырять мозг» и могут снять с колонки, отправив грести снег.
Беда в том, что клиентам этот фирменный бензин даром не сдался, а нам с его продажи ничего не капает.
Вот и приходится добивать план. Как? Да просто – можно вывесить табличку, что других сортов нет, можно сказать подъехавшему клиенту, что идет слив топлива и есть только фирменный.
Но мы стараемся такое делать не часто – только клиентуру отпугивать...
Королевы бензоколонок
Общее заблуждение, что «королева бензоколонки» зарабатывает на заправке больше всех.
Как оказалось, барышне на кассе не перепадает ни копейки от чаевых – делиться с «барменом», как это принято у официантов, тут не в обычае.
Основной заработок кассирш – зарплата по сменам.
В среднем она доходит до 50 000 рублей. Больше зарабатывают те, кто работает в кафе.
Помимо честного заработка кассир в кафе может пополнить свой карман и нетрудовым доходом с помощью старой как мир схемы оплаты без выдачи чека. Но таких «умников» быстро вычисляют.
Кстати, на самой заправке подобный номер не пройдет – все взвешено и отмерено.
— Россказни о разбавленном бензине или подкрученной колонке — бред, — поясняет Александр.
— Точность работы аппарата проверяется регулярно мерными десятилитровыми стаканами, за кассирами заправки следят компьютеры, камеры и служба безопасности.
Возможно кто-то где-то и пробует мухлевать, но уж точно не заправщики. Какой нам резон терять гарантированный доход, пускаясь в уголовщину?
Самое смешное, что колонка чаще перельет ,чем недольет – из-за качества нашего 92-го бензина в насосах выходят из строя клапана и колонка переливает, потом ломается.
А платит за перелив, как и за «уезд» — заправщик...
«Уезды»
«Уезды» бывают криминальные и нечаянные.
— Частенько люди уезжают по случайности из-за того, что в нашей сети практикуется постоплата. Человеку пробьют на кассе пирожок в кафе, забыв пробить за бензин. Он по незнанию и уедет. Но бывает и иначе...
Еще когда проходили инструктаж, нас предупреждали – «не надо быть героем»!
Незадолго до того, как я начал работать, на одной из заправок погиб человек. Клиенту-уголовнику, приехавшему на угнанной машине, залили бак, платить он не захотел и заправщик, который перед этим уже раскошелился на несколько сотен за уехавшего клиента, вцепился в ручку двери.
Угонщик ударил по газам, протащил бедолагу и стряхнул его ровнехонько головой под колесо. Для компании от таких инцидентов неприятностей в разы больше, чем от украденного бензина.
На тех точках, что стоят на МКАД, все проще – в обе стороны шоссе посты ГИБДД, на заправке камеры, так что в баке у идиота, решившего покататься на халяву – на полноценную статью УК.
Полицейские, которые традиционно подъедаются в кафе при заправке, останавливают таких «умников» и отправляют их обратно.
Без конвоя и сопровождения те возвращаются и раскошеливаются как миленькие. Но на нашей заправке управляющий крайне ленив. Вызывать полицию и, тем более, портить себе статистику официальными заявлениями ему не охота, поэтому разговор простой: «у тебя уехали – ты и должен». Так что ребят, бывает, и «катают» на капоте....
Между прочим, раньше с уездами поступали жестче – у многих заправщиков в кармане имелся бильярдный или подшипниковый шар, который летел вслед «уезду».
Сейчас такой «жести» стало заметно меньше, но кретинов, готовых рискнуть тюремным сроком за пол-тысячи рублей, не перевелось.
Криминал
Но вот кого действительно стоит опасаться на заправке, так это борсеточников. Народ на заправке расслабляется.
Люди запросто могут выйти в кафе, оставив в салоне сумку.
Им кажется, что если все вокруг чисто и аккуратно, то и безопасно.
Борсеточники этим и пользуются. Раньше это было так часто, что заправщики знали «бригады» в лицо.
— Бороться с борсеточниками обычная полиция практически не умеет, — уверен наш собеседник.
— Если в ближайшее отделение поступит подряд несколько заявлений, то полицейские могут выставить засаду.
Но сил на нормальную «наружку» у ОВД похоже нет и в засаду отряжают обычных оперов. Они приезжают и сидят в своей машине, неумело маскируясь.
Расшифровывают их моментально. Недавно бандиты, «срисовав» такую засаду на нашей заправке, словно в издевку, ограбили несколько машин на соседней....
Жлобы и «балалаечники»
— Уже в первый день я убедился в верности подозрений, что зарплата у нас совсем не главная часть дохода.
После смены, пересчитав всю мелочь, что выгреб из карманов, обнаружил 2000 рублей. С того дня меньше почти не приношу.
Но тут все сильно зависит от местоположения и твоего отношения к делу. Мне не трудно и поздороваться, и произнести все необходимые «мантры». Так что в хороший день за смену может набежать до 3500 рублей.
Вежливость вообще полезная штука — люди частенько заправляются на одной и той же заправке и иногда заводят себе «своего» заправщика, которому оставляют чаевых больше, чем обычно.
Сколько? От 10 рублей за обычную заправку до 150 если ты помыл стекла или помог залить омывайку.
Есть клиенты, которые оставляют чаевые только девчонкам, а есть те, кто никогда не оставляет ни копейки. Эти смотрятся забавно. Они озираются и улучают момент, когда ты отойдешь, чтобы уехать. Их желание смыться побыстрее видно за версту и иногда таких принимаешь за потенциальный «уезд». Другая разновидность — «балалаечники». Эти забалтывают тебя, изливаясь в благодарностях и уезжают, не оставив ни копейки. Вообще, приличный клиент за заправку и мойку окон меньше полтинника не оставляет.
Отдельная история – жлобы. Их одинаково много что среди таксистов, что среди владельцев недешевых «джипов». Любимый «трюк» таких умников – сказать, чтобы им залили 30 литров, а вернувшись упираться, что ты глухой и не расслышал и на самом деле он сказал «на триста».
Здесь все просто – косяк за заправщиком и он «должен». Как оно должно быть по закону, мне неизвестно, но в жизни высчитывают из твоей зарплаты.
Есть уникумы, которые могут залить бак и заявить, что у них нет денег.
Один такой совсем недавно был и у меня. На Land Cruiser приехал.
Залился под горлышко и заявил, что денег у него нет. Препирались минут 15, потом подошло начальство и после угрозы вызова бригады техников, которая откачает бензин и взыскания с «джиповода» стоимости работ и простоя, денежки быстренько нашлись...
— Думаю ли я о том, что эта не самая хорошая работа? — задается Саша вопросом в конце беседы.
— Я к такому повороту в жизни отношусь с юмором. Как в том анекдоте про уборщика клетки в цирке, который не может оставить «шоу-бизнес», я шучу, что работаю в «топливной промышленности».
Ну, а если серьезно, то мне за свой хлеб не стыдно — не с кистенем под мостом стою. Да, не в костюме, не в теплом кабинете. Но работа моя честная и не такая уж и грязная. Вся беда в том, что мозги у людей набекрень и ручной труд у нас не в почете. Все хотят называться «менеджерами» и ходить на работу в офис, пусть зарплаты хватает еле-еле»...
А ведь он прав, подумалось мне. Да и чем эта работа хуже, чем у продавца телефонов в салоне связи?
А что до «непрестижности» и «некомфортности», то как бы многим обитателям офисов, которые поглядывают на таких как Александр свысока, в ближайшие год-полтора не пришлось выбирать между заправкой и безработицей.