Райским Занзибар был не всегда. Для огромного количества людей он был воплощением ада и квинтэссенцией растягивающегося во времени ужаса.
Еще 100 лет назад Занзибар являлся одним из крупнейших центров работорговли. Мало того, работорговля, фактически, широко распространилась именно отсюда. Это произошло сразу после открытия острова экспедицией Васко да Гамма. Прошло не так уж много времени, как многочисленные пираты южных морей стали свозить сюда награбленные богатства и тысячи захваченных в абордажных схватках людей разных рас и национальностей. Прошло еще немного времени, и поставка рабов на Занзибар стала на поток. Пленников из морских сражений было мало, поэтому рынки рабов стали наполнять неграми, захваченными в районах центральной Африки или попросту отданными своими старейшинами…
Так Занзибар стал столицей работорговли во всей Африке…
Так небольшой остров в Индийском океане стал чуть ли не мировой биржевой столицей начала XIX века, ведь здесь происходила просто гигантская перевалка рабочей силы. Известно, что ежегодно здесь продавалось от 10 до 30 тысяч рабов, основная часть которых была чернокожими жителями Малави и Конго. Достоверно известно, что только за период с 1830 по 1873 годы на острове Занзибар было продано 600 тысяч рабов! Просто дикая цифра для того времени.
В итоге при арабах Занзибар превратился в крупнейший торговый центр. Главные доходы поступали от продажи слоновой кости и черных рабов. Острова обрели такое влияние, что султан Омана даже перенес свою резиденцию из Персидского залива на Занзибар.
Фактически Стоун-Таун, бывший столицей острова, существовал за счет невольничьих рынков и обслуживал их. Главный рынок существует до сих пор, правда теперь уже в качестве исторического объекта.
Здесь даже сохранилось несколько подвалов, в которых содержались рабы, предназначенные для продажи. Эти подвалы очень ярко демонстрируют всю жесть того, что происходило в этот момент и в последствии с этими людьми.
Перед входом в подвал вы увидите несколько подобных надписей: «Берегите голову». И несколько раз об этом вас предупредит экскурсовод, при этом проконтролировав, чтобы вы и правда не ударились головой. Это неспроста. Своды здесь не просто низки… Они подходят разве что для невысоких азиатов…
Рабы в этих подвалах могли содержаться от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от того, насколько им «повезет» быть быстро проданными. Условиях не просто кошмарные. Они ужасающие. В небольшом помещении с высотой потолка чуть меньше роста взрослого человека содержали до 70 человек. Причем, они не могли здесь стоять. Из всего метра и семидесяти сантиметров высоты, половину занимал каменный постамент, на котором нужно было всем находиться.
Проход с высотой от пола был, по сути, туалетом. Но что представлял из себя способ его очистки… Видите три ниши-окна? Так вот, это не только окна, но и… приемники воды, которая приходила сюда во время прилива Индийского океана. Она же, уходя, вымывала и все экскременты, оставленные узниками за ночь.
Ну и сами рабы всю вторую половину дня и часть ночи вынуждены были сидеть, чтобы не утонуть. Лечь можно было только после отлива…
Англичане часто кичатся тем, что они первыми начали войну с торговцами живым товаром, забывая, что они же первыми и начали этот позорный бизнес. Еще в 1562 году их соотечественник Джон Хоукинс вывез первую партию рабов из Африки. В 1663 году была создана «Королевская африканская компания» для снабжения рабами многочисленных британских колоний, а в Ливерпуле, Лондоне, Бристоле были открыты биржи по торговле невольниками. А следом подключились французы, португальцы, испанцы.
Лишь мизерная часть рабов захватывалась и продавалась пиратами. Основная масса живого товара добывалась европейскими колонизаторами или по их заявке. Так, например, крупнейшим работорговцем был португальский губернатор, сколотивший себе на этом деле немалое состояние. Европейцы делали себе захватчиков человеческого мяса из некоторых воинственных племен Африки. Те, в свою очередь, нападали на мирные деревни, захватывая жителей как скот, обманывая или банально сгоняя их в колониальные форпосты белых. Ну и в итоге, многие из них оказывались в этих занзибарских подвалах.
Нужно сказать, что в столь сильном распространении рабства повинны не только европейцы и арабы, но и сами африканцы. В то время нередки были случаи, когда жадные до наживы старейшины деревень попросту отправляли своих же жителей в рабство. Благодаря крайне низкому уровню просвещения, делать это было просто, ведь люди беспрекословно выполняли все, что им говорили старейшины. Сказано идти к вон тем людям, они и шли. А куда пришли понимали только тогда, когда на ногах у них защелкивались кандалы…
Вот так выглядят окошки рабских подвалов снаружи…. Можете представить, сколь мало солнца попадало в казематы.
В 1873 году работорговля была запрещена, и год спустя на площади бывшего крупнейшего рынка рабов началось строительство Англиканского собора. Он стоит там и сейчас, а у его подножия можно увидеть монумент в память всех несчастных, пострадавших от рабства. В квадратной каменной яме в полный рост стоят четыре фигуры закованных в цепи рабов. Их руки опущены под тяжестью оков, но головы подняты вверх, а глаза с надеждой смотрят на человечество…
Можете представить, что ощущали и чувствовали эти люди с металлическим обручем на шее, запястьях или лодыжках?
Но не нужно думать, что с запрещением работорговли в 1873 году, она тут же исчезла с острова.
Нелегально людьми торговали вплоть до 1911 года, и в некоторых частях острова существовали огромные потаенные «склады» рабов.
Они располагались в естественных коралловых пещерах, о которых знало ограниченное количество людей. Здесь рабов содержали и для продажи, и для ежедневной работы на гвоздичных плантациях, которыми в те годы был покрыт почти весь остров, снабжая этой специей весь мир.
Но каковы площади этих пещер! Они просто гигантские.
Представляете, какое количество людей сюда могло поместиться?
А вот так выглядит вход в одну из таких невольничьих пещер. Конечно, власти не могли бы обнаружить такую пещеру, при всем своем желании.
Кстати, работорговля была прекращена не потому, что у европейцев взыграло чувство человеколюбия и заговорила совесть. Просто они подсчитали, что использование рабского труда является не только малорентабельным, но и во многом убыточным, если взять во внимание все расходы по его организации.