Снятый за скромные для научной фантастики 30 миллионов долларов, дебютный фильм Бломкампа получил восторженные рецензии от критиков, заработал в мировом прокате более 200 миллионов долларов и неожиданно для всех был номинирован на «Оскар» не только за спецэффекты, но и в категории «Лучший фильм».
Своим появлением на свет «Район № 9» обязан несостоявшейся экранизации видеоигры Halo. Продюсеру Питеру Джексону так понравилось работать с VFX-художником и режиссером Нилом Бломкампом, что, после того как проект Halo канул в Лету, Джексон решил доверить ему съемку полнометражной картины по собственной идее Нила.
Бломкамп родился и вырос в Йоханнесбурге, после чего переехал в Канаду, но родину не забыл. И именно ЮАР с болезненной историей расовой сегрегации вдохновила его на сюжет о гетто пришельцев, которых власти хотят переселить куда подальше. Именно об этом повествовала короткометражка Бломкампа «Выжить в Йобурге» — своеобразный предшественник «Района № 9». Нил снял ее как мокьюментари, спрашивая реальных людей на улицах о том, что они думают о приезжих в поисках лучшей жизни мигрантов из соседних стран, и потом их ответы выдавал за реакцию на пришельцев.
«Район № 9» рассказывает об альтернативной реальности, согласно которой 20 лет назад на Землю прилетели инопланетяне. Космический корабль завис не над Нью-Йорком или Лондоном, а над Южной Африкой, и именно этой стране пришлось справляться с нежданными гостями, которые, кажется, и хотели бы улететь, но почему-то не могут. Когда столкновения между неприятными моллюсками (так люди называют гостей из космоса за их схожесть с креветками) и местными жителями достигают апогея, власти нанимают военную корпорацию MNU для принудительного переселения пришельцев из района № 9 на специально отведенную территорию вдали от города. Но все осложняется тем, что непутевый сотрудник MNU Викус заражается вирусом, который постепенно превращает его в такого же моллюска.
Не мокьюментари и не классический фантастический триллер, «Район № 9» начинается как причудливая смесь псевдодокументальных интервью, видео с камер наблюдения, новостных сюжетов и корпоративной видеосъемки организации MNU. Ручная камера, грязная картинка, импровизация в кадре — все это действительно было в новинку для любителей жанра. Камера даже не задерживалась на инопланетянах, а порой и вовсе отводила от них взгляд, смешивая с пейзажем. Бломкамп делал это намеренно, не выстраивая кадр и не заботясь о красоте изображения.
Кстати, пейзажи «Района № 9» неспроста смотрятся аутентично. Спасибо реальным трущобам на окраине района Соуэто в Йоханнесбурге. Съемочной группе достались самые настоящие дома, свалки и прочий мусор, оставленный жителями, которых власти накануне переселили в муниципальные дома в 20 километрах от Соуэто. Для декораций художники взяли обломки уже разрушенных зданий и выстроили необходимые объекты заново из тех же материалов. Не нужно было ничего искать или искусственно старить и фактурить декорации, что сэкономило массу времени и нервов. В наследство кинематографистам достались в том числе трупы и кости животных, которые активно использовали в качестве реквизита. Кстати, во время съемок сцены приземления вертолета в трущобах поднятый винтами ветер был настолько силен, что в воздух поднялся весь мусор, засыпав площадку пылью и грязью. Так что была у этой аутентичности и обратная и не самая приятная сторона.
И все же судьба благоволила режиссеру-дебютанту. Например, кадр с толпой, машущей улетающему космическому кораблю, получился совершенно случайно. Снимая с воздуха, съемочная группа обнаружила профсоюзную демонстрацию, и люди на самом деле махали вертолету. Бломкамп решил использовать этот план в конце картины.
На главную роль в «Районе № 9» Бломкамп позвал друга детства Шарлто Копли, который снимался и в короткометражке «Выжить в Йобурге». Отсутствие звездных имен и экономия на декорациях позволили 90 % бюджета потратить на визуальные эффекты. Пришельцев рисовали поверх одетого в серый костюм для motion capture (технология захвата движения) актера Джейсона Коупа, который сыграл всех говорящих инопланетян и обычных статистов. Так что над каждым пришельцем работал целый штат специалистов: визуализаторы, моделлеры, текстурщики и аниматоры.
Для реалистичного изображения моллюсков понадобилось объединить компьютерную графику и силиконовые модели. Самые первые варианты дизайна создавали специалисты компании Питера Джексона WETA, однако потом они переключились на ленту «Аватар», и вся дальнейшая работа перешла к студииImage Engine, которая раньше не работала с полнометражными фильмами. Интересный факт: в целях экономии средств отказались от одежды для пришельцев, так как симулировать ткань очень дорого.
Самой большой проблемой для специалистов по визуальным эффектам была насекомоподобная фигура инопланетян — тонкая талия и кривые ножки, а также их движения. Актеры не могли в полной мере передать пластику моллюсков, поэтому в дело вступали аниматоры, добавляя резкости их движениям. Для пущей аутентичности поверхности панцирей и других частей тела пришельцев дизайнеры обратились к книге о настоящих насекомых, взяв фотографии самых удивительных жучков и паучков в максимальном разрешении и использовав их в качестве вдохновения для текстур.
Любому, кто хоть чуть-чуть знаком с историей XX века, очевидна аллюзия на апартеид. В фильме Бломкампа загнанными в резервации оказываются пришельцы, в реальности в такой же ситуации находилось небелое население ЮАР. Район № 9 — прямая отсылка к району № 6, из которого национал-партия принудительно переселила 60 000 человек в 1966 году, объявив эту территорию зоной для белых. Да и сейчас ксенофобские настроения по отношению к проживающим в трущобах типа Соуэто мигрантам из Зимбабве постоянно провоцируют стычки и массовые беспорядки.
Исторические параллели можно увидеть и в деталях. Хотя кому-то эксперименты над инопланетянами показались отсылкой к гитлеровской Германии и Второй мировой войне, существует мнение, что правительство режима апартеида тоже проводило научные исследования с экспериментами над черным населением, пытаясь синтезировать вирусы, воздействующие только на его представителей. Даже бронетранспортеры, которые использует MNU для работы в гетто, — это реальные машины типа Casspir, разработанные в ЮАР в 1970-е годы для военных операций на границе с Анголой во время южноафриканской пограничной войны, а затем использовавшиеся и для операций в резервациях для небелого населения.
Сочетание убедительной графики, необычного взгляда на пришельцев и близкой едва ли не каждому крупному городу Земли темы нелегальных мигрантов и ксенофобии — «Район № 9» полюбился зрителям и критикам. А за что вы любите фильм Нила Бломкампа?