Каким бы ни был долгим путь океанской рыбы, а попав в невод, она неизбежно оказывается на разделочных столах рыбозаводов, коих в совсем недавние времена на Дальнем Востоке было даже не десятки, а сотни.
Со всего Союза к сезону сюда ехали отчаянные люди. И не за романтикой какой-то, а чтобы подзаработать. Так их и звали в этих краях незатейливо – сезонники и сезонницы.
Да и сегодня здесь почти все так же. На рыбозаводах заняты в основном приезжие. Местные только технари, технологи да администрация. Остальным специальные знания без надобности, так как технологический цикл на заводе прост, как мычание.
Рыбу нужно принять, взвесить, подать на разделочные столы, а затем разложить по баночкам, присыпав слегка солью и пряностями. Баночки потом – в автоклавы и на отгрузку.
С икрой дела обстоят чуть мудреней. Ее сначала надо извлечь из рыбьих ястыков, засолить (5-7 минут) отжать в центрифуге, а затем уж упаковывать в пластмассовые емкости, если икра идет на развес.
Работают круглосуточно – от подвоза с неводов рыбы. В перерывах – сон и нехитрые развлечения. Какие – не трудно догадаться, если принять во внимание, что едут на сезонные работы вовсе не паиньки или маменькины детки.
Но сказать, что в путину на этом побережье курорт – язык не повернется. Новые хозяева строго рассчитывают потребности в рабочих руках и шланговать никому не обломится.
За исключением разве что зеков, которых местная колония направляет с «шефской помощью» на рыбзавод. Вот им раздолье – тепло, сытно и на живых девочек от 18-ти до сильно постарше попялиться можно…
И тут на память приходит остров Шикотан с его крупнейшей в прошлом базой рыбообработки. У моряков-каботажников была фантомная мечта – зайти хоть разочек с оказией на этот остров. Пусть на сутки или даже на час! Потому как слава и горячие байки о шикотанских голодных девахах в путину гуляла по всему тихоокеанскому побережью Советского Союза.
Мне не повезло – на Шикотан не заходил. Но был на многих других заводах. И скажу так: сильно преувеличивают мужицкие байки. Одно правда: городу невест Иваново сильно далеко до тех мест по концентрации любви и страсти. В свободное, конечно, от работы время!..