Сложно представить себе современную машину без мультимедийной системы. Радио, проигрыватель CD, флеш-носителей, а часто и воспроизведение фото, видео и навигация с камерой заднего вида содержатся в одном устройстве. Дизайн салона машины "заточен" под акустику и рассчитан для создания хорошей звуковой картины.
Фактически очень серьезная часть усилий при создании машины тратится на хороший звук в салоне. Да и стоимость и сложность некоторых систем способны вызвать священный трепет. А с чего все началось? Начать стоит, наверное, не с горна и барабанов военного оркестра, сопровождавшего кареты и кавалерию, а с чего-то более приземленного и напрямую связанного с машинами.
Неудача с пластинками
Слушать музыку на ходу, казалось бы, что может быть естественнее. Но оркестр с собой в дорогу не взять, будь владелец машины хоть трижды миллионером, на это нужен как минимум автобус.
Так что история автозвука начинается не с оркестровой ямы и не со специальных инструментов для игры в машине, а с банального радио. Примерно такого же, какое стоит там и сейчас.
Появившиеся в начале ХХ века автомашины пытались сочетать и с новейшими устройствами для записи и воспроизведения звука на тот момент. Например с 7-дюймовыми пластинками, но сложности оказались слишком велики, да и удобство использования носителя на основе пластинки из шеллака, на которую помещалось всего пять минут аудиозаписи, было сомнительным. Разбивалась она легко, а музыкальные произведения на нее целиком не помещались — они тогда еще были очень длинными.
И даже десятидюймовые пластинки не позволяли записать намного больше: один концерт мог занимать целую коробку пластинок, а ресурс носителя был до смешного мал — десяток-другой проигрываний. Первые магнитофоны компании AEG ситуацию несильно исправили, они оказались большими и крайне дорогими. В общем, альтернативы радио в машине практически не было.
Кстати, "пластинки" в машинах все же появились значительно позже, пускай как совсем уж редкая опция. Например, Chrysler c 1956 по 1959 год устанавливал в свои машины highway hi-fi phonograph, предназначенный для воспроизведения особых десяти- и двенадцатидюймовых пластинок на 45 и 33 оборота в минуту.
Разработал систему не сам Крайслер, а компания Columbia Special Products, она же выпускала эксклюзивные пластинки для нее, а сами магнитолы собирались ее дочерней компанией CBS. Система не имела коммерческого успеха из-за невысокой надежности как самого проигрывателя, так и малого ресурса пластинок.
Вершиной аудиофильского оборудования в машине для применения с пластинками стал чейнжер RCA Victor AP-1. Такое оборудование было доступно для машин Cadillac и DeSoto с 1955 года и производилось примерно до 1962 года. Он использовал более распространенные обычные пластинки на 45 оборотов, поддерживал до шести пластинок с автоматическим переключением. В общем, настоящий хай-тек того времени. Но мы забежали вперед, и сейчас вернемся в 30-е.
Первые радиоприемники
Массовому применению радио в машине мы обязаны в первую очередь компании "Моторола" и лично Полу Гюлвину и Биллу Лиру. Первый нанял второго и вместе они разработали первую коммерческую систему, способную работать в автомобиле. Нет, радио в машину ставили и до них, но массово этого не делал никто.
Например, компания Marconiphone поставила радиоприемник в представительский Daimler в Англии еще в 1928 году, но вот продажи таких машин исчислялись десятками. Сказывались сложности с питанием и точностью настройки на радиостанцию. Для работы радио необходимо было несколько напряжений для питания разных частей электронных ламп, причем часто требовалось напряжение свыше тех шести вольт, которыми были ограничены довоенные авто.
В первых приемниках обходились отдельной батарей аккумуляторов для радио, но вскоре проблему обошли, поставив умформер или машинный преобразователь – фактически сочетание электромотора, вращающего генератор, который выдает нужное напряжение или просто переменный ток, годный для дальнейшего преобразования. Проблему точности настройки решили установкой оси переменного конденсатора, использовавшегося для настройки вертикально.
Приемник в машине оказался очень популярной опцией, хотя и был не дешев. Например, первые приемники Motorola 5T71 в 30-е годы стоили 120 долларов, тогда как популярный Форд модели А стоил от 385 долларов до 1 400. В общем, опция была более чем престижная.
Первые модели радиоприемников монтировались под сиденьями или в багажник, а вес первой модели составлял от 18 килограммов, и устанавливали ее на специальных салазках, которые позволяли легко унести ее с собой. Не столько с целью предотвращения кражи, сколько для починки, ибо ресурс ламп радиоприемника в условиях постоянных вибраций был крайне мал.
Развитие идеи с радио
Популярность радио в машине вызвала целую волну усовершенствований. В частности, появились миниатюрные металлические лампы, стойкие к вибрациям, и новые их типы. А стандартное напряжение питания ламп с тех пор составляет 6,3 вольта — как раз напряжение бортовой сети автомобиля тех лет (двенадцативольтовый стандарт в те годы еще был редкостью).
Автопроизводители не желали терять рынок, бывший тогда самым крупным производителем машин в США, а значит, и в мире. Форд уже в начале 40-х годов предложил радиоприемник как стандартное оборудование для своих машин. Разумеется, цена раадиоприемника упала до скромных 40 долларов, а в придачу предложили очень удобную опцию — кнопки предварительной настройки радиостанций.
В Европе локомотивом прогресса стала компания Bosch. В сотрудничестве с компанией Idel-Werke, которую поглотила чуть позднее, она раскрутила торговую марку Blaupunkt. Первая модель компании Blaupunkt Autosuper 5 вышла в 1932 году. Это чудо техники весило 12 килограммов и уже тогда оснащалось кабельным пультом дистанционного управления — на передней панели разместить приемник было нельзя.
Уровень цен оказался удивительно схож с уровнем цен заморских конкурентов, и при стоимости в 365 рейхсмарок он составлял около 20% стоимости недорогого авто. В общем, опция была люксовой, но уже в 1939 году на модели Horch 930S радиоприемник был частью заводской комплектации. Но машина эта сама по себе была очень дорогой и престижной.
На фото: Horch 930S
Впрочем, ситуация с ценой на радиоприемники быстро изменилась после второй мировой войны. Бурный рост производства электроники позволил уже в 50-е сделать массовые радиоприемники для самых массовых и дешевых авто. Blaupunkt сделал в 1950 году штатный радиоприемник для модели Kaffer (Жук), а в США уже массово применяли автопоиск радиостанций, да и стандартное оснащение радио получило самое широкое распространение. Впрочем, эра монополии радио на звуки музыки в машине тоже уже проходила.
Магнитолы: путь к качеству
Пластинки в машине, как мы уже поняли, так и остались экзотикой, а вот магнитофонная лента надолго стала верным спутником автомобиля. Но массовое внедрение началось вовсе не с громоздких катушечных систем. Они, конечно, ставились в лимузины, но вряд ли ими можно было пользоваться в обычной машине. Нет, если бы не магнитофонная кассета, то свою музыку в машине слушать было бы нельзя…
В Америке первым создал магнитофон Эрл Мюнц (Earl "Madman" Muntz). Он переработал студийный стандарт кассеты Fidelipac с бесконечной (закольцованной) лентой для работы с музыкой, а специальные картриджи получили название Autostereo. Аудиодорожка в магнитофонах Muntz Stereo Pak стала стереофонической, а время записи постепенно увеличилось с полутора до пяти минут. Популярность такого формата записи оказалась не слишком высокой, но все же массовое распространение он получил, на таких кассетах выпускались концерты и аудиопередачи. Выпускались системы под этот формат с 1962 года и до начала 1970-х. Пользовался такой системой, например Фрэнк Синатра.
На фото: Эрл Мюнц
Дальнейшим логичным развитием таких систем стал переход на кассету Stereo 8, получившую распространение в США. Выпускались такие кассеты с 1964 года до 1980-х и применялись как раз в основном в автомобильной технике.
Первые кассетники в этом формате появились на Фордах 1966 модельного года. Здесь кассета тоже с "бесконечной" лентой, но длина записи уже 11,5 минуты на каждой дорожке с автоматическим переключением между ними, и всего на нее помещалось таких дорожек восемь, что давало аж 46 минут стереофонического звучания. Но для любителей качественного звука создавались магнитофоны с квадрафонической записью. Время звучания, примерно как у записи на пластинке, позволило массово издавать на таком носителе произведения, записанные под грамзапись.
По-настоящему массовой магнитная запись в машине стала с распространением компакт-кассеты формата Philips 1963 года. Размер, ресурс и удобство использования перевесили многочисленные недостатки кассеты в части невысокого качества записи. Звучание музыки с кассет многие еще помнят: непременный фоновый шум и кнопки систем шумоподавления, немного "плавающий" звук и прочие прелести. Но музыка звучала, и ее с удовольствием слушали.
Качество же воспроизведения улучшали вплоть до 90-х годов, явив миру такие шедевры, как Hi-End кассетные деки Nakamichi 1000ZXL и Pioneer 1200. Этот формат вытеснил все прочие форматы кассет, не дал ни единого шанса пластинкам и продержался до начала 2000-х годов как основной формат аудиозаписей в машине. Сменили его только лазерные компакт-диски (CD), но долгая история развития компакт-кассет в машине и новая война форматов — уже тема для другой статьи.