Не черные «черные ящики» (20 фото)

То, что в средствах массовой информации обычно называют «чёрный ящик» или «бортовой самописец», на языке авиаторов называется «система аварийной регистрации параметров полёта», сокращённо — САРПП. Несмотря на свое название, чёрные ящики самолетов вовсе не чёрного цвета, как следует из названия, а оранжевого. Большинство современных самолетов оснащены двумя чёрными ящиками — речевым, записывающим переговоры пилотов, и параметрическим, фиксирующим параметры полёта.

Смотрите старые и современные модели регистраторов полёта, которые помогают при расследовании причин авиакатастроф.

Не черные «черные ящики» (20 фото)
Не черные «черные ящики» (20 фото)

На фото: немецкий служащий Федерального бюро по расследованию авиационных происшествий. Бортовые самописцы, более известные под названием чёрные ящики, широко используются в гражданской авиации, начиная с середины ХХ века. За более чем полвека эти устройства претерпели серьезные изменения.

Не черные «черные ящики» (20 фото)

На фото: прототип бортового самописца 1954 года. В старших моделях для хранения данных использовались магнитные ленты. Современные бортовые регистраторы оснащены чипами, которые сконструировали таким образом, чтобы после авиакатастрофы они остались без повреждений.

Не черные «черные ящики» (20 фото)

На фото: модель черного ящика марки Lockheed 1958 года.

Ярко-оранжевый цвет черных ящиков необходим для того, чтобы после авиакатастрофы было легче его найти. В настоящее время стандартом является подключение на борту самолета двух устройств: бортового речевого самописца (CVR — Cockpit Voice Recorder) и бортового регистратора данных (FDR — Flight Data Recorder). Первый, как правило, устанавливается в носовой части самолета, а второй — на хвосте.

Не черные «черные ящики» (20 фото)

На фото: черный ящик с неопознанного гражданского самолета.

Современные черные ящики записывают около 90 параметров полёта, в том числе высоту, скорость, информацию о работе двигателей и другого оборудования. Бортовые самописцы постоянно совершенствуются — десять лет назад, например, черный ящик записывал только 30 параметров полёта.

Не черные «черные ящики» (20 фото)

На фото: часть старого речевого бортового самописца российского производства, который записывал звук из кабины пилотов на ленту. Один из первых прототипов черного ящика хранил данные в виде фотографий на пленке длиной 8 метров. Бортовые самописцы, похожие на современные, записывающие как параметры полета, так и голоса пилотов, появились в пятидесятых годах.

Не черные «черные ящики» (20 фото)

На фото: различные модели черных ящиков в немецком Федеральном ведомстве по расследованию авиационных происшествий.

Военные самолеты оснащаются черными ящиками, которые в случае катастрофы легко отделяются от хвоста.

Не черные «черные ящики» (20 фото)

На фото: современный черный ящик, который используется, среди прочего, в самолетах Airbus и Boeing. Черные ящики состоят из нескольких элементов, в том числе источника питания, чипа, на котором хранятся данные, и панели управления.

Не черные «черные ящики» (20 фото)

Поврежденный бортовой самописец, записывающий на ленту разговоры в кабине пилотов. Некоторые черные ящики снабжены специальными устройствами, которые издают низкочастотные сигналы, с помощью которых их можно легко обнаружить под водой.

Не черные «черные ящики» (20 фото)

Параметрический бортовой самописец начала 90-х годов.

Не черные «черные ящики» (20 фото)

Речевой бортовой самописец с начала 90-х годов.

Не черные «черные ящики» (20 фото)

Черный ящик с самолета Миг-23 из частной коллекции в Чехии

Не черные «черные ящики» (20 фото)

Современный регистратор данных полета.

Не черные «черные ящики» (20 фото)


Прототип модели интегрированного бортового самописца, который отделяется от самолета в случае катастрофы


А теперь немного истории.


Изобретателем первого подобного устройства считается австралийский учёный Дэвид Уоррен.

В мае 1953 года потерпел крушение первый в мире реактивный пассажирский лайнер «Комета-1». В результате катастрофы никто не уцелел, не было свидетелей, и о причинах ничего не было известно. Работая в команде проводившей расследование падений, Дэвид подумал о том, что записи переговоров пилота и членов экипажа, а также показания приборов при падении могли бы помочь в установлении причин падения самолётов.

В 1957 году Дэвид, при помощи двух своих коллег из Научно-исследовательской лаборатории аэронавтики в Мельбурне (Aeronautical Research Laboratory), создал действующую модель «чёрного ящика», который мог записывать информацию и переговоры в течение четырёх часов.

В 1958 году глава Агентства регистрации воздушных судов Великобритании (United Kingdom Air Registration Board), находящийся с визитом в Австралии, увидел машину Дэвида и был очень заинтересован в её дальнейшем продвижении. По его приглашению Дэвид Уоррен отправился в Англию, где в его распоряжение была предоставлена команда учёных для усовершенствования прибора. Новая модель «чёрного ящика» была размещена в ударопрочной и огнеупорной коробке и стала продаваться во многие страны.

В 1960 году, после падения самолёта в штате Квинсленд, суд предписал всем австралийским авиакомпаниям установить «чёрные ящики» на все гражданские самолёты в обязательном порядке. Австралия стала первой страной в мире, применившей такой закон.

В настоящее время «чёрный ящик» является обязательным на всех авиалайнерах. Устройство позволило установить причины множества автокатастроф во всем мире и предотвратить будущие трагедии.

Не черные «черные ящики» (20 фото)
© 2010-2018 Artland24.ru.
При копировании материалов открытая для поисковых систем ссылка на artland24.ru обязательна.