О том, кто же бомбил в мае 1945-го завод в Млада-Болеславе, до сих пор спорят. По одной версии, это сделали англо-американские ВВС, продолжающие до последнего момента утюжить города рейха. Есть и предположение, что завод атаковала люфтваффе — якобы немцы не хотели оставлять победителям пригодные для использования заводы.
Но ценой огромного труда уже, в 1946-м, чехи собрали 250 автомобилей. Это были компактные двухдверные Skoda Popular 995. В том, что именно эта модель стала первой послевоенной — переходной к новым автомобилям новой Чехословакии — был символический смысл. Ведь именно Popular сделал чехословацкую компанию сильной и известной...
Маленькая эволюция
В первой трети ХХ столетия Skoda строила легковые автомобили самых разных классов. Но наиболее массовыми, а стало быть и кассовыми стали компактные модели. Чешская компания нащупала свой путь: недорогой, но отнюдь не слабосильный и примитивный, а напротив — достаточно мощный и комфортный автомобиль. Плюс крепкий, надежный и ремонтопригодный.
Такой автомобиль под именем Skoda 420 и представили в 1933 году. Машина стала для фирмы революционной, поскольку заметно отличалась от предшественницы — модели 422. Четыреста двадцатая получила легкую трубчатую, так называемую хребтовую раму и независимые подвески на поперечных рессорах. Труба — легкая и прочная — служила не только силовым элементом, но и защищала от повреждений и грязи карданный вал. Ну а независимые подвески на автомобилях такого класса в те годы встречались совсем не часто. Четырехцилиндровый мотор объемом 995 см/куб. развивал 20 л.с. Коробка передач — трехступенчатая. Механических тормозов на все колеса машине с максимальной скоростью 85 км/ч хватало. Невысокие скорости небольшого (база всего 2300 мм) народного автомобиля позволили отказаться и от дифференциала. Зато машина была дешевой, простой в обслуживании и ремонте. Шасси имело массу всего 400 кг, а стандартный двухдверный закрытый автомобиль «тянул» лишь на 750 кг. При этом средний расход топлива составлял всего 7 л/100 км — по тем временам более чем скромно.
Именно на базе этой модели в 1934-м и представили две версии под именем Popular: 420 и 418. Последняя — упрощенная с 18-сильным мотором объемом 903 см/куб. (уменьшили ход поршня) — стояла на конвейере всего год и разошлась тиражом лишь 200 экземпляров. А Skoda Popular 420, впоследствии неоднократно модернизированная (заводские обозначения: Тyp 906; 907; 916; 917, с 1935-го базу всех версий увеличили до 2430 мм), стала основой самого обширного и массового семейства завода в Млада-Болеславе в 1930-х.
Чехи делали массу модификаций своего хита: двух- и четырехдверные, с закрытыми и открытыми кузовами, фургоны, санитарные автомобили, родстеры. Интересно, что последняя модификация существовала не только в пижонском, спортивном варианте, но и в армейском. Именно родстеры Skoda Popular 420 служили в чехословацкой армии в качестве командирских и связных машин. Впрочем, мир узнал Popular благодаря абсолютно мирным достижениям.
Дух странствий
Первая половина ХХ столетия — время длинных и экзотических автомобильных пробегов. Затевали их обычно романтики, но поддерживали, конечно, компании, видевшие в дальних путешествиях отличную рекламу своей продукции.
Так и случилось, когда Збислав Петер — известный адвокат и хоккеист — задумал доехать на Popular от Праги до Калькутты. При поддержке чехословацкого автоклуба и завода Skoda Петер собрал таких же, как он романтиков, и 12 мая 1934 года торжественно стартовал в дальний путь.
«Фишка» пробега была в том, что четыре светлых двухдверных автомобиля не сильно отличались от серийных. Лишь увеличили багажники и топливные баки, да усилили системы охлаждения. Пробираясь в густой пыли, а местами утопая в липкой и сочной грязи, машины прошли Европу и Азию, миновали Турцию, Иран и Афганистан, где и сейчас-то дороги не идеальные. Преодолев 14 800 км, путешественники без потерь финишировали в Калькутте!
По сравнению с этим пробегом затея Франтишека Александра Эльснера и его жены Евы была, в общем-то, развлекательной поездкой. Тем не менее, на положительную репутацию модели Popular повлияла. В 1936 году супруги, стартовав из Сан-Франциско, доехали до Нью-Йорка, потом повернули на юг в Мексику и вновь приехали в Сан-Франциско. Серийная машина без нареканий прошла 25 000 км при очень приличных дневных пробегах: чистой езды — 47 дней, то есть примерно по 525 км в день. На бензоколонках и у мотелей компактная машинка вызывала живой интерес граждан страны, где нормой уже стали огромные автомобили с моторами V8. Ну а потом Popular, с честью выдержавший пробег, выставили на Пражской автомобильной выставке.
Кстати, Popular показывали чуть ли ни на всех мотор-шоу мира — от Женевы до Буйнес-Айереса. Но не менее хорошей рекламой был, разумеется, автоспорт, которому завод в Млада-Болеславе всегда уделял внимание.
В том же 1936-м, когда Popular показывали в Женеве, а супруги Эльснеры путешествовали по США, два родстера стартовали на самом престижном тогда ралли Монте-Карло. Эти машины, правда, очень сильно отличались от серийных. Во-первых, они получили моторы модели Rapid объемом 1,4 л мощностью 36 л.с. при 4500 об/мин (при массе 820 кг автомобили развивали до 125 км/ч). Во-вторых, на спортивные родстеры поставили гидравлические тормоза АТЕ. Наконец, была изменена компоновка: коробки передач стояли сзади — возле главной передачи, которая, естественно имела дифференциал. Развесовка машины заметно улучшилась, что было особенно важно для управляемости на зимних горных дорогах. Чешский автомобиль показал себя очень неплохо. Зденек Похл и Ярослав Хаусманн заняли в классе до 1500 см/куб. второе место и двадцатое в абсолютном зачете. Опередили их, в основном, экипажи на куда более мощных машинах.
Успех этой гонки вдохновил фирму на мелкосерийное производство версии Popular Sport Monte-Carlo, которая конструктивно повторяла спортивную машину. Таких автомобилей с элегантными, обтекаемыми кузовами купе, кабриолет и родстер построили семьдесят.
Гормоны роста
Развитием модельного ряда стала в 1937-м версия Popular OHV с увеличенной на 10 мм базой и прогрессивным верхнеклапанным двигателем объемом 995 см/куб., но развивающим уже 27 л.с. при 3600 об/мин. Этот мотор оснащали водяным насосом (на прежнем двигателе было термосифонное охлаждение). Skoda Popular OHV, впрочем, как уже и стандартную модель 420, по заказу оснащали дифференциалами. Версия с верхнеклапанным двигателем стала одной из самых массовых — изготовили 5510 автомобилей. Однако уже в 1938 году появилась модификация Skoda Popular 1100, которая и поставила рекорд по количеству выпущенных машин. Всего, в том числе в период войны, построили 6600 автомобилей.
На этой версии стоял 30-сильный двигатель объемом 1,1 л. Стандартный закрытый автомобиль достигал 100 км/ч и расходовал в среднем 8,5 л бензина на 100 км. В 1940-1944 годах, помимо версий 995 и 1100, построили 1019 автомобилей Skoda Popular 1101 c форсированным 32-сильным мотором 1,1 л. На базе этой модификации делали, в частности, упрощенные автомобили для вермахта, так называемые кюбельвагены (завод с 1938 года входил в концерн Германа Геринга).
Понемногу Skoda Popular делали и во время войны. Потом была та самая бомбардировка и возрождение производства моделью Popular 995. Ну а затем на основе Popular 1100 сделали первую послевоенную модель новой Чехословакии — Skoda Tudor 1101. Skoda Popular в первой половине прошлого века для завода в Млада-Болеславе стала рекордсменом: всего изготовили более 19 000 экземпляров всех модификаций. Для Европы тех лет — очень солидный показатель.