В ноябре народному любимцу, автомобилю Lada Kalina, исполнилось 10 лет. По этому случаю мы решили вспомнить, как развивалась эта модель: от первого забытого прототипа — до новейшего электромобиля.
Но прежде чем перейти к нашему имениннику, напомним о его успехах. За десять лет Kalina признавалась самым популярным автомобилем в России, стала миллионером, обзавелась автоматической коробкой передач, сыграла заметную роль в возрождении японской марки Datsun.
История «Калины» началась еще в 1993 году, когда «АвтоВАЗ» начал разработку нового автомобиля компакт-класса для города. Спустя пять лет проектируемой модели присвоили имя «Лада Калина». В 1999 году был продемонстрирован прототип хэтчбека, в 2000 — седан, в 2001 — универсал. Но в серию автомобили пошли в другом порядке.
ВАЗ 1119 (1999 г), предтеча первой Lada Kalina
Прототип Lada Kalina (1999).
Официальной же датой рождения семейства считается 18 ноября 2004 года. Именно в этот день на конвейере, построенном немецкой фирмой «Айзенманн», началась сборка автомобиля с кузовом седан (1118). Поначалу новинка внесла путаницу — она стоила дороже, чем «десятка» (ВАЗ-2110), машина более крупная и статусная. Конечно, у «Калины» был ряд преимуществ — электроусилитель руля, более качественная сборка, неплохая геометрическая проходимость. Но все же на тех, кто покупал «Калину», смотрели с недоумением. Чуть позже в 2004-м «АвтоВАЗ» запускает пятидверный хэтчбек (1119), который, как и седан, оснащается хорошо известным вазовским двигателем объемом 1,6 литра мощностью 80 лошадиных сил.
Lada Kalina первого поколения (2004 г)
В июле 2007 года «Калина» получает новый 16-клапанный двигатель объемом 1,4 литра, а в сентябре на Волжском автомобильном заводе начался выпуск модели с антиблокировочной системой тормозов. В августе того же года со сборочного конвейера сошел универсал (1117). Стоило этой модели появиться в салонах, как тут же выстроилась очередь желающих заполучить автомобиль с вместительным багажником, который, впрочем, был меньше грузового отсека универсала «одиннадцатой» (ВАЗ 2111).
Lada Kalina Sport (2008 г)
2008 год ознаменовался освоением сегмента «горячих» хэтчбеков. В это время на рынок выходит модель Kalina Sport, которая выпускается мелкой серией в 2500 единиц в год. Автомобиль отличается перенастроенными подвесками спортивного типа, задними дисковыми тормозами, увеличенными передними тормозными механизмами, сиденьями с развитой боковой поддержкой и рядом оригинальных деталей интерьера и экстерьера. Под капотом спортивной версии устанавливается топовый вазовский мотор объемом 1,6 литра мощностью 98 лошадиных сил.
В августе 2010 года спортивную «Калину» протестировал Владимир Путин, в те годы председатель правительства России. Маршрут поездки пролегал по новой трассе Чита—Хабаровск. Несмотря на то, что с автомобилем случилась поломка, и его пришлось подменить, этот исторический автопробег стал хорошим пиар-ходом. О «Калине» рассказывали абсолютно все СМИ.
Знаменитый тест-драйв Lada Kalina на трассе Чита–Хабаровск.
В 2011 году автомобиль стал фаворитом российского рынка, заняв первое место по продажам среди новых легковушек. А в 2012-ом — превратился в электромобиль. Литий-железо-фосфатные аккумуляторы машины рассчитаны на 3000 циклов. Заряда батареи хватает на 140 километров пробега. Время заряда батареи от бытовой сети — 8 часов. Этот автомобиль получил обозначение El Lada.
Электромобиль El Lada (2012 г)
Весной 2013 года первую Lada Kalina сменило на конвейере новое поколение в двух типах кузова — хэтчбек и универсал. Седана этой модели покупатель больше не увидел — он был снят с производства в 2011 году, уступив место бюджетному седану Lada Granta.
Lada Kalina Cross (2014 г)
За прошедшее десятилетие «Калина» разошлась тиражом в 1,2 миллиона машин, и на этом история автомобиля не заканчивается. В 2014 году платформой модели воспользовался партнер «АвтоВАЗа» по Альянсу — Nissan, а сама «Калина» обрела версию повышенной проходимости Lada Kalina Cross. Моноприводный псевдокроссовер поступит в продажу в ближайшие недели.