Отечественный автодизайн имеет долгую историю. Были в ней и откровенные провалы, и удачные находки. И вся эта летопись неразрывно связана с людьми, стоявшими у истоков профессии художников-конструкторов, как их называли в прошлом
Фото из архива МАМИ
Основоположником советской школы автомобильного дизайна по праву считается Юрий Аронович Долматовский (1913–1999), имя которого неразрывно связано с историей отечественного и мирового автомобилестроения. Начав работать в 1920-е годы журналистом, потом получив диплом инженера в МАМИ (сдав выпускные экзамены экстерном), он перешел от журналистской практики к практике дизайнерской и сделал достаточно много интересного. Среди самых известных работ — автомобили вагонной компоновки. В 1949 году, окончательно утвердившись в мыслях, что вагонная компоновка является самой рациональной и перспективной, Долматовский занялся конструированием своего первого масштабного концепта.
Дизайн и компоновка НАМИ-013 были очень необычными
Действующую модель НАМИ-013 удалось закончить в 1951 году, она отличалась задним расположением двигателя и тремя рядами сидений. Использовав двигатель от «Победы», конструктор сблокировал его с гидродинамической трансмиссией и главной передачей. Получился единый силовой блок — технологичный в производстве и удобный в обслуживании. Примечательно, что примененная в НАМИ-013 трансмиссия стала первым автоматом отечественной разработки. Но, как это случалось в нашей истории много раз, автомобиль Долматовского опередил свое время. Устойчивый, отлично управляемый (водитель располагался перед передней осью) и при этом комфортабельный автомобиль существовал только в виде опытного образца. На выставках он не демонстрировался, но был описан самим Долматовским в журнальных статьях. В 1954 году единственный экземпляр НАМИ-013 был списан и разобран.
Дизайн кабины грузовика ГАЗ-53 — работа Л. Еремеева
В команде разработчиков внешних форм автомобиля УАЗ-452 работал В. Арямов
В 1963 году Юрий Аронович, перешедший на работу во ВНИИ технической эстетики и защитивший к тому времени кандидатскую диссертацию, создал концептуальный проект городского такси — разумеется, вагонной компоновки. Проект получил название ВНИИТЭ-ПТ («Перспективное такси»). В машине использовались идеи проекта НАМИ-013, заднее расположение двигателя и оригинальная планировка кузова придавали автомобилю уникальные эксплуатационные качества именно в качестве такси — салон повышенной вместимости и комфорта, водительское место отделено от пассажирского салона. Руководство ВНИИТЭ рекомендовало модель Долматовского к серийному производству, но дело так и не сдвинулось с места: не нашлось подходящего автомобильного завода, который бы взялся за выпуск этой машины. Последним большим проектом Долматовского стал концепт автомобиля полувагонной компоновки под названием «Макси», который он реализовал в 1967 году в соавторстве со своим коллегой, художником-дизайнером Владимиром Ивановичем Арямовым (1924–1985), кстати, тоже выпускником МАМИ. К слову, имя Владимира Арямова числится среди разработчиков внешних форм автомобиля УАЗ-452, а еще он был автором новой эмблемы автомобиля «Победа» и один из первых ратовал за широкое применение в автомобилях новых обивочных материалов, молдингов, накладок на облицовку радиатора и прочих украшений.
ЗИЛ-119 «Юность» создан с участием художников-конструкторов Т. Киселевой, Э. Сабо и А. Ольшанецкого
Проект ВНИИТЭ «Макси», реализованный Долматовским в соавторстве с В. Арямовым
Следующая хорошо известная в сфере автомобильного дизайна личность — Эдуард Романович Молчанов (1930–1975). В 1956 году, сразу после окончания МАМИ, Молчанов был приглашен Долматовским в свою команду. При участии Эдуарда Молчанова были созданы сельскохозяйственный вариант автомобиля НАМИ-ИМЗ «Белка» (1957 г.), спортивный автомобиль КД (выпущен в 1968 г.), полноприводной НАМИ-076 «Ермак» (1963 г.), многофункциональное транспортное средство «Муравей» (построено в 1967 г.), а также экспериментальные модели для АЗЛК, ЗиЛа и УАЗа. Одним из известных достижений этого художника стал эскизный проект внешних форм рестайлинговой «Волги» ГАЗ М-21Р (1965 г.). Согласно замыслу автора, наиболее заметные изменения касались решетки радиатора — предполагалась решетка в виде трех горизонтальных декоративных брусьев, двум нижним из которых предполагалось заходить на боковины кузова. Однако по разным причинам внешность автомобиля так и осталась неизменной.
Концепт вагонной компоновки НАМИ-013, дизайнер Ю. Долматовский
Вошедший во все учебники по автобусному дизайну концепт ПАЗ-«Турист» разработки М. Демидовцева, увы, так и не был запущен в производство
Еще одним ярким представителем плеяды художников-стилистов в автостроении является Марк Васильевич Демидовцев (1929–2011). Он начинал карьеру дизайнера в 1960 году на Павловском автобусном заводе, где при его непосредственном участии был разработан целый ряд перспективных моделей автобусов. Авторству Марка Васильевича, в частности, принадлежит самый эффективный советский концепт-автобус ПАЗ «Турист», представленный в 1967 и 1969 годах на международных автобусных выставках в Ницце и дважды получивший награду за новизну и оригинальность. Но вошедший во все учебники по автобусному дизайну концепт, увы, так и не был запущен в производство.
Среди основоположников российского автомобильного дизайна стоит упомянуть двух работников Горьковского автозавода. Это, прежде всего, Лев
Михайлович Еремеев, который был автором внешности ГАЗ-12 «ЗиМ», ГАЗ М-20 «Победа», ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка». Бывшего руководителя художественно-конструкторского бюро УКЭР Горьковского автозавода Бориса Борисовича Лебедева коллеги по цеху называют патриархом дизайна автомобилей. Отметивший в 2011 году 100-летний юбилей и здравствующий по сей день, Лебедев был разработчиком и участником разработки дизайна легковых и грузовых автомобилей, спроектированных на ГАЗе в 1939–1981 гг. Борис Борисович, в частности, принял участие в дизайнерских проектах автомобилей ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-56, ГАЗ-62, гусеничного вездехода ГАЗ-47. Важным этапом творческой биографии Лебедева стала работа над дизайном кабины грузовика ГАЗ-53. «Жить счастливо значит жить интересно», — так однажды определил свое жизненное кредо Б. Б. Лебедев.
Другой пример полной отдачи ремеслу — вице-президент Союза дизайнеров Москвы Игорь Андреевич Зайцев. Зайцев проработал на посту главного дизайнера АЗЛК четырнадцать лет — с 1974 по 1987 г. Именно за это время на заводе были сделаны «Москвич»-2140 и -2140 Люкс, переднеприводной «Москвич»-2141 и еще много «Москвичей», которые так и не пошли в производство.
Русский автомобильный дизайн всегда опережал технологические возможности отечественной промышленности. И наши дни — не исключение. То, что выпускает сегодня наш автопром, — не показатель отсутствия школы или мастерства художника: создание стильного продукта невозможно без четко функционирующей цепочки, начинающейся с первого эскиза и заканчивающейся последней сборочной операцией. Для этого требуются технологи, которых в России практически нет.