Молодые люди, которые свою будущую жизнь всегда представляли только в суете большого и шумного города, возможно, даже и не поверят, что существуют такие студенты, у которых вместо мыслей о покорении столицы было только одно стремление — остаться в деревне и стать специалистом в области сельского хозяйства.
Дмитрий Туровец четвертый год работает зоотехником-селекционером в хозяйстве «Лариновка» в Оршанском районе. В 2010-м он приехал сюда по распределению и уезжать не собирается. Какова она, жизнь вдали от «больших возможностей», наполненная нелегкой, но нужной работой?
— Когда только приехал на работу, меня приняли на должность зоотехника. А через какое-то время достаточно неожиданно пришлось стать и начальником комплекса. Разумеется, ответственность намного больше. Пришлось к старшим обращаться за помощью и в интернете «покопаться», — вспоминает Дмитрий.
В СПК «Лариновка» он приехал после окончания Витебской государственной академии ветеринарной медицины. Говорит, что учиться было несложно. Все же вырос в сельской местности, поэтому изучать анатомию животных и правила их кормления — это, считай, как повторение уже известного.
— Поскольку жил недалеко от Витебска, на учебу ездил из дома, помогал родителям. Студенческой жизни, как ее обычно представляют, у меня не было. В общежитии никогда не жил, поэтому каких-то особенно выдающихся студенческих «приключений» не вспомню, — почему-то лукаво улыбнулся собеседник.
Конечно, парень прекрасно понимал, что после учебы ему скорее всего придется работать в деревне. Но Дмитрия это не пугало. Наоборот, он никогда не мечтал жить в большом городе. Как поясняет Дмитрий, «привычный с детства образ жизни запал в душу».
И вот вчерашний студент приехал на свое первое рабочее место. Дмитрия сразу поселили в «президентский домик». На тот момент молодой специалист уже был женат, а потому ему сразу пришлось становиться настоящим деревенским хозяином: с женой они завели хозяйство и посадили огород. Держали кур, поросят и много кроликов. И это для молодой семьи стало неплохим способом экономить деньги: с таким «тылом» голодным никогда не останешься.
На вопрос, как вообще можно управляться с собственным хозяйством после того, как весь день на работе проведешь, Дмитрий отвечает:
— Да обычно: утром — свое хозяйство, далее — работа, вечером — опять по хозяйству усердствую. Ничего сложного.
Правда, сейчас семья Дмитрия (а дома, кроме жены Екатерины, его ждет еще и маленькая дочка Милана) живет в Орше. В наследство им осталась двухкомнатная квартира, поэтому решили воспользоваться возможностью. Теперь, чтобы успеть на работу, молодому отцу и мужу надо вставать в 6 часов утра.
Разумеется, с родными людьми хочется проводить как можно больше времени. Кроме вечеров, у Дмитрия на это есть один выходной в неделю. Он может прийтись на любой день. А вот взять отпуск получается не каждый год. Работы много. Хотя график на комплексе стандартный — с 8 утра до 5 вечера, приходится оставаться и позже. Тогда домой Дмитрий попадает только после 21:00.
Если все же свободное время появляется, зоотехник любит поудить рыбу. Осенью начинаются грибы. В «ленивые» вечера случается посмотреть футбол по телевизору, а также сходить с друзьями на берег речки на шашлыки. Поскольку Дмитрий живет в Орше, может ходить в кафе, но это случается не так часто.
— Я думаю, что главная мотивация, которая убедила бы молодого специалиста после отработки оставаться в деревне, — это не зарплата и даже не жилье. Чтобы остаться здесь жить, прежде всего нужно желание. Ведь если человеку не милое все, что вокруг, никакие материальные соблазны ему этого не компенсируют, — считает Дмитрий Туровец.
Сам он имеет неплохую для сельской местности зарплату — 6 миллионов рублей (чуть более 600 долларов) . И говорит, что, попробовав жизнь в городе, все равно мечтает о собственном доме в деревне. Чтобы и хозяйство, и усадьба, и атмосфера были, к которым привык с детства. А тем студентам, которых в скором времени ожидает «нестоличное» распределение, Дмитрий Туровец советует не огорчаться и не бояться жить в деревне. Тем более, что от затруднений не спрячешься ни на последнем этаже самого высокого городского здания, ни за печью в деревенском доме.