Всем нравятся захватывающие спецэффекты, оригинальные методы съёмки фильмов и неожиданные повороты сюжетов, однако далеко не все знают, с чего всё это началось
В истории кино есть определённые вехи: первый анимационный фильм, первый научно-фантастический фильм, первая смерть на киноэкране. Эти вехи известны настолько хорошо, что о них в мире кинематографа будут помнить всегда. Но есть и другие кинематографические «первые», которые, как правило, остаются незамеченными. А между тем, они тоже чрезвычайно важны и заслуживают внимания.
«Робокоп 2» (1990) — первый полнометражный фильм с использованием компьютерной графики в реальном времени
У «Робокопа 2» не так много поклонников по сравнению с первой частью этого фильма, который стал бесспорной классикой, однако это первый фильм, который официально относится к поколению CGI (англ. Computer Generated Images — компьютерная графика).
В настоящее время компьютерная графика (также известная как «цифровое кукловодство») это добавление движений реального человека к трёхмерному виртуальному образу. Это делается с помощью простых команд, вводимых с клавиатуры, таких, как «посмотрите налево», «моргните» и «пошире откройте рот». Результат этих команд — серии битов и байтов, которые на экране выглядят вполне реалистично. А впервые эта методика была использована именно в фильме «Робокоп 2». Каин, главный злодей этого фильма, раньше был человеком, но после несчастного случая его сознание было перемещено в тело огромного робота. Это сделало данного персонажа идеальным для того, чтобы создатели фильма могли опробовать на нём новую экспериментальную технологию. Все элементы мимики Каина, в том числе моменты его выключения/смерти, были результатом команд, вводимых с клавиатуры, и эти команды затем обрабатывались специальной программой. Сегодня «цифровое кукловодство» используется для захвата движения, оно применялось практически во всех крупных блокбастерах со спецэффектами, которые выходили за последние 20 лет — от «Властелина колец» до «Аватара» и многих других. И все эти фильмы в большом долгу перед совершенно незаслуженно забытым «Робокопом 2».
2. «Мемуары гейши» (2005) — первый фильм, в котором все актёры азиатского происхождения
В Голливуде есть одна печальная традиция: назначать белых на роли, предназначенные для людей других рас. И это не позорный пережиток прошлого. Даже сегодня мы видим Джонни Деппа, играющего индейца в «Одиноком рейнджере», что выглядит нелепо и смешно. Эта ситуация изменилась в 2005-м году в «Мемуарах гейши», которые тоже стали кинематографической вехой. Впервые в истории Голливуда все актёры, занятые в фильме, были азиатами, и в кадре не было ни одного белого. С одной стороны, это было большим достижением. С другой стороны, это было позорным пятном Голливуда, потому что им понадобилось почти 100 лет, чтобы это событие произошло. Тем не менее, если вы спросите об этой ситуации у азиатов (лучше — у японцев), то вы узнаете, что сделать в этом направлении предстоит ещё очень многое. Несмотря на то, что «Мемуары гейши» рассказывают о традиционном японском образе жизни, некоторые из ведущих актрис в этом фильме на самом деле были китаянками. Очевидно, что признание азиатов Голливудом стало отличным началом для того, чтобы избавиться от привычки слепо «отбеливать» в фильмах всё что можно, и что нельзя.
3. «О, где же ты, брат»? (2000) — первый фильм, в котором в полной мере использовалась цифровая коррекция цвета
Сегодня вы можете найти элементы цифровой коррекции цвета практически в каждом эпизоде любого современного фильма. Умение менять цвета фильма с помощью цифровых инструментов для того, чтобы создать определённый тон является причиной, по которой множество любительских фильмов сегодня выглядят так, как будто их делали профессионалы. Именно эта невероятная технология создавала красоту и блеск практически в каждом фильме, вышедшем на экраны за последние 15 лет. А началось всё это с картины «О, где же ты, брат»? Действие фильма происходило в эпоху Великой Депрессии, так что создатели фильма хотели сделать так, чтобы их творение выглядело максимально старомодным. До выхода «Брата» режиссёры в основном использовали обработку плёнки специальными реактивами в лаборатории для того, чтобы изменить цвета. Но к 2000-му году компьютеры проникли во все сферы жизни, так что братья Коэны решили использовать их. После того, как «Брат» был отснят в ярко-зелёных летних тонах, братья Коэны отослали фильм на калифорнийскую киностудию для того, чтобы изменить жизнерадостный зелёный на ностальгическую сепию. Другими словами, технология будущего впервые была использована для создания своеобразной «открытки из прошлого».
4. «Улисс» (1967) — первый фильм, в котором прозвучала нецензурная брань
Долгое время зрители просто не слышали нецензурных выражений в кино. Даже такие мягкие вещи, как «чёрт» или «проклятье» звучали редко. Но в конце 60-х начался расцвет контркультуры, и в результате плохие слова начали медленно, но верно просачиваться в кинотеатры. В 1967-м году совершенно табуированное слово на букву «х» наконец-то отметило свой кинематографический дебют в британском фильме «Улисс». Основной причиной использования нецензурных слов в этом фильме были монологи о сексе. Между тем, на Каннском кинофестивале субтитры в этом фильме были подвергнуты цензуре, причём сделано это было без согласия режиссёра картины Девида Стрика. Режиссёр, узнав об этом, завопил от ярости, а потом бросился в будку киномеханика, и выключил аппаратуру. Затем он вылетел из будки, и побежал вниз по лестнице, по видимому, не прекращая ругаться. В настоящее время нецензурная брань в фильмах — это просто часть диалогов. И главная причина этого — дурная слава Стрика и его картины.
5. «Спасатели в Австралии» (1990) — первый полностью цифровой мультипликационный фильм
Несмотря на то, что номером один в цифровой мультипликации сейчас считается студия Pixar, это не они изобрели этот формат. Эта честь принадлежит «Спасателям в Австралии», не слишком известному диснеевскому фильму, который был продолжением хита 1977-го года — «Спасателей». До этого фильма мультфильмы делались по старинке: это были ряды картинок с очень небольшими различиями, картинки быстро сменяли друг друга, чтобы у зрителя создавалась иллюзия их движения. В случае со «Спасателями в Австралии» каждый листок с рисунком был скопирован в компьютер, где рисунки предстали уже в цифровом формате. Это значительно ускорило процесс мультипликации, кроме того, для этого потребовалось намного меньше традиционных (и дорогостоящих) материалов, таких, как краска. Как и в случае с «Робокопом 2», «Спасателей в Австралии» сейчас помнят в основном из-за того, что они были первым фильмом, в котором применили новую технологию, а не из-за того, что это был просто хороший фильм. В финансовом плане фильм вышел полностью провальным. Но поскольку он изменил мультипликацию навсегда, можно держать пари, что Диснея этот провал обеспокоил не сильно, так как он уже сосредоточился на своём «Пиноккио».
6. «Расёмон» (1950) — первая прямая съёмка Солнца
Этот фильм 1950-го года о таинственном убийстве в Японии является первой картиной, в которой была проведена прямая съёмка Солнца. В течение многих десятилетий кинематографистов привлекала идея сделать это, вот только никто толком не знал, что может произойти. Многие очень боялись того, что прямые солнечные лучи повредят кинокамеру и уничтожат плёнку внутри. Режиссёр Акира Куросава решился проверить эту теорию, и направил кинокамеру прямо на Солнце. Ничего страшного не случилось, за исключением того, что на камеру был снят один из самых красивых и знаковых образов в истории кинематографа. Это событие в дальнейшем помогло кинематографистам лучше понять, как может работать освещение камеры, что в свою очередь привело к существенному расширению методов киносъёмки. Кроме того, благодаря фильму «Расёмон» появилась инновационная по тем временам творческая техника, которая сегодня известна как «эффект Расёмон». Назначение этого эффекта — создать в картине тайну. Поэтому в картине участвуют несколько персонажей, которые дают весьма противоречивые толкования одного и того же события. Эта техника активно используется и сегодня в фильмах, тепло принятых критиками, таких как «Бешеные псы», «Не пойман — не вор» и «Подозрительные лица».
7. «Воскресенье, кровавое воскресенье» (1971) — первый гомосексуальный поцелуй в массовом кино
Долгое время гомосексуальные поцелуи почти никогда не демонстрировались в массовом кино. Нечто похожее на такой поцелуй демонстрировалось в фильме «Крылья» в 1927-м году, где два солдата поцеловались на прощанье, так как один из них был в тот момент при смерти. Однако это не был поцелуй между гомосексуалистами, и оставшийся в живых солдат в конце концов возвращается домой, чтобы жениться на любимой женщине. Чтобы увидеть настоящий и бесспорно гомосексуальный поцелуй, зрители должны были ждать выхода фильма «Воскресенье, кровавое воскресенье» в 1971-м году. Это фильм рассказывает историю человека, у которого есть романтические отношения как с женщиной, так и с мужчиной. В целом же персонажи-геи и сегодня редкое явление в фильмах.
8. «Иудейский мальчик» (1909) — первый фильм, в котором демонстрируются флэшбэки
Показ событий из прошлой жизни персонажа и обоснование его мотивации с помощью его воспоминаний — это один из наиболее широко используемых художественных приёмов. А идея этого приёма появилась ещё тогда, когда фильмы были в зачаточном состоянии. В 1909-м году режиссёр Зигмунд Любин (Siegmund Lubin) создал трёхминутный «немой» фильм под названием «Иудейский мальчик». Все события этого фильма уместились ровно в три минуты. Человек по имени Моисей дерётся с уличными хулиганами, после чего его спасает человек по имени Эд. Позже Моисей отдаёт последние деньги для того, чтобы спасти жизнь Эда после того, как его сбил велосипедист. Затем проходят годы, и безработный Эд приходит в поисках работы к Моисею, который к тому моменту стал успешным человеком. Моисей узнаёт его, и нанимает на работу. Фильм славится не своим сюжетом, а продемонстрированными воспоминаниями. В какой-то момент в фильме Моисей в мыслях возвращается к той драке, которая была 25 лет назад.
9. «Небесный капитан и мир будущего» (2004) — первый фильм, полностью снятый на цифровом фоне
Цифровые фоны (зелёные и синие экраны) использовались в кинематографе десятилетиями. Они полезны тогда, когда нужно переместить персонажа картины в какое-то удивительное место, не перенося туда актёра. Но на протяжении десятилетий эти экраны использовались исключительно как дополнение к реальному миру, который снимал режиссёр. И никто никогда не снимал кино на полностью цифровом фоне. Наконец, в 2004-м году «Небесный капитан и мир будущего» стал первым фильмом в истории, при съёмках которого решено было полностью отказаться от физических перемещений актёров на места съёмок, и фильм был полностью снят на фоне зелёного экрана.
Однако история этого фильма началась гораздо раньше, в 1994-м году. Именно в то время режиссёр фильма Керри Конран искал возможность «прописаться» в Голливуде, однако его воображение ему в этом не очень помогало. Четыре года своей жизни он провёл, создавая чёрно-белый трейлер своего будущего фильма, который планировалось снять на цифровом фоне. А его единственным инструментом в тот момент был одинокий компьютер. После того, как ему удалось найти заинтересованных людей, которые согласились помочь создать фильм без главного дистрибьютера, Конран взял свой шестиминутный трейлер, и превратил его в полнометражный фильм.
Ещё два года у него ушло на то, чтобы написать полноценный сценарий, и снять основные сцены с помощью дублёров актёров (Джуд Лоу и Анжелина Джоли появились позже). Чтобы помочь актёрам понять, куда идти и как двигаться при полном отсутствии декораций, Конран фактически рисовал на полу карты, чтобы по ним вести актёров о одной точки сценария до другой. К сожалению, несмотря на всё напряжённую работу Конрана, «Небесный капитан» провалился в прокате. Тем не менее, его техника съёмки очень заинтересовала его коллег-кинематографистов, и в результате появился фильм «Город грехов», который был принят критиками с гораздо большей теплотой. Но исходной точкой, с которой всё это началось, был цифровой трейлер, созданный в середине 90-х начинающим режиссёром без всяких связей в Голливуде.
10. Боксирующие коты (1894) — первый фильм с «котоматрицей»
В новом тысячелетии часто кажется, что глупые видеоролики с «котоматрицами» (ролики, в которых изображение кота сопровождается «смешными» надписями) куда популярнее реальных фильмов. Если вы один из тех людей, которым нравится тратить время, наблюдая, как кошки делают разные дурацкие вещи, то вам стоит благодарить за такие видео только одного человека: Томаса Эдисона.
Всё верно: у одного из самых известных изобретателей всех времён тоже было чувство юмора, и слабость к симпатичным и одновременно глупым вещам. В июле 1894-го года, когда Эдисон экспериментировал с новой техникой для создания фильмов, ему пришла в голову идея надеть боксёрские перчатки на пару котов, и позволить этим котам лупить друг друга. К сожалению, исход этого поединка не был задокументирован, и был утрачен для истории. Но это было первое в мире глупое видео с котами (а возможно и первый в истории комедийный фильм), и в то время оно, вероятно, казалось людям смешнее, чем сейчас.