Познакомьтесь с Рэнди Граббом, человеком, который построил автомобиль-танк Джея Лено и много других не менее потрясающих тачек.
"Храните безумие Портленда" - такие стикеры часто попадаются на бамперах в этом самом большом городе штата Орегон. И не удивительно. В городе уже есть круглосуточная церковь Элвиса, магазин "Пончики-вуду" и Всемирный велопробег голых гонщиков. Причем странности Портленда этим не исчерпываются. Так что кажется вполне естественным, что Рэнди Грабб оказался здесь – транспортные средства, которые Рэнди строит в своей мастерской, могли бы удивить даже видавших виды жителей Портленда.
Грабб, 52-летний сын и внук двух южнокалифорнийских хот-родеров, - создатель транспортного средства, известного как автомобиль-танк: 6,4 метра, 4300 кг и 29,5-литровый двигатель от танка M47 "Паттон". А еще он автор целого стада невероятно больших и уникальных экзотических штук, которые он называет" автомобильные скульптуры".
Слава пришла к нему, когда ведущий американского ток-шоу Джей Лено, чья коллекция автомобилей столь обширна, что занимает несколько самолетных ангаров (представьте себе коллекции Джея Кея, Криса Эванса и Ника Мейсона сложенные вместе и умноженные на два) купил автомобиль-танк и отправился покататься в нем. То, что Джей купил машину - не было каким-то удачным совпадением - Рэнди разработал и построил эту тачку специально для Лено, хотя последний об этом поначалу не знал.
Если смотреть на его работы, кажется, что Рэнди должен был быть профессиональным хот-родером всю жизнь, но это не так. Все детство он имел дело с машинами и двигателями, и при этом Рэнделл учился на дантиста - как его отец и дед до него.
И он бы так и продолжил ковыряться в чужих зубах, но увлекся стеклодувным делом и переключился на него. И, как вы догадались, мистеру Граббу не долго нравилось делать просто вазы и просто тарелки. Он нашел свою нишу в производстве изысканных пресс-папье во французском стиле. Работал он быстро, и его доход оказался высоким. Так что это была прекрасная работа, которая помогала финансировать его новое хот-родерское хобби.
Небольшое затишье на рынке продаж стекла в 2001 заставило Рэнди взять в руки молоток и все свое время посвятить автомобильным скульптурам. Ему надоели хот-роды, которые он видел на шоу - все они базировались на Ford – и он решил начать с чистого листа и посмотреть, что получится. Правда, поначалу получалось не очень.
Довольно быстро стало понятно: чтобы воплотить в жизнь свои идеи, ему нужен совершенно новый инструмент. И после того как он прочитал о Лено, который купил автомобиль с двигателем Rolls-Royce Merlin за огромную сумму, он решил, не говоря ничего Джею, построить му еще одну машину и с большим двигателем (у Merlin всего лишь 27 литров). Мистер Лено бы купил эту машину, Рэнди получил бы свои деньги, и все было бы замечательно.
Как ни странно, так оно и вышло. Машина была построена (за 6000 часов и в процессе использовалось почти ничего, кроме молотка и сварочной горелки), она выиграла пару крупных наград, привлекла внимание Лено, он купил ее. Конец истории?
Нет, скорее, начало целой новой главы в работе Рэнди и истории хот-родеров. Он теперь был при деньгах и мог заняться следующим проектом с дизайнером Майклом Лидсом (еще один специалист по стеклу, который подался в кастомизацию автомобилей). Этим проектом стал Blastolene Indy Special – монстр с двигателем от танка М47 и дизайном кузова в духе гоночных Watson Roadster из 50-х.
Лидс и Грабб объединились в компанию Blastolene Brothers и продали Indy Special за 260 тысяч долларов, а потом снова полностью поменяли направление. На этот раз в качестве источника вдохновения они использовали французские классические Delage и Delahaye 30-х годов и построили действительно невероятный B-702 (где 702 обозначает объем двигателя V12 в кубических дюймах - 11503 cm3)
Когда пришло время продавать B-702 (за 460 тысяч долларов) у Грабба и Лидса возникли творческие разногласия, и братство Blastolene начало разваливатиься. Но их все еще слишком привлекали всякие большие штуки (Рэнди хотел сделать 10 совершенно разных хот-родов и затем остановиться), так что было решено обратиться к гигантскому тягачу Peterbilt 351 и уменьшить его в размерах. Результатом стал Blastolene Piss'd Off Pete.
Придерживаясь направления на коммерциализацию , Рэнди стал работать один - он все чертит на бумаге в клетку, потом проецирует на стену, чтобы создать лекала будущего кузова. Так появился потрясающий Decoliner, построенный на базе фургончика GMC 73-го года и дополненный полностью функциональным капитанским мостиком, который позволяет управлять им, как яхтой, прямо с крыши.
Следующий проект Рэнди, Decoson, был двухколесным - он решил, что может сделать кое-что интересное из Harley-Davidson Sportste 1984 года. Избрав в качестве музы Streamlined Henderson 1934 года, Грабб представил новую работу, которая выглядит одновременно потрясающе и таинственно. Затем, обкатав новую технику, он применил ее к скутеру Honda 80 и создал прекрасный каплевидный Decopod, дополненный дверьми и ветровым щитком.
Это ряд из шести Deco Bi-Pod на базе Piaggio Fly 150, а рядом полдюжины Deco Tri-Pod (на Piaggio MP3 ) - все они немного разные, чтобы удовлетворить намерение Рэнди ни разу не повторяться. Все они, или почти все - проданы. 15 тысяч долларов за двухколесный, 25 тысяч долларов за трехколесный. Сейчас Рэнди строит эпатажный квадроцикл с V-образной "восьмеркой".
Несмотря на то, что этот проект еще далек от завершения, это не мешает Граббу обдумывать следующий. Он обнародовал планы построить винтажный тримаран в стиле арт-деко и еще примерно сотню других невероятных штук. Так что даже если часть этого станет реальностью, не только Портленд, но и весь остальной мир могут рассчитывать на то, чтобы оставаться безумными еще много лет.