Современный фрегат Штандарт (6 фото)

Известный фрегат «Штандарт» был построен в 1703 году под руководством голландца Выбе Геренса. Автором проекта выступил сам император Петр I. Спустя много лет этот фрегат отправился в плавание. Один из жителей Санкт-Петербурга вместе с несколькими такими же энтузиастами вооружившись чертежами из музея ВМФ, начал строительство нового «Штандарта». Под катом вы узнаете эту удивительную историю.

Начну с красоты, про страшное – потом.

Как во всякой истинной красоте, их тут две: явная и неявная. Для первой достаточно зрения, для второй потребно знание.
Внешнюю красоту описывать нечего, лучше просто полюбоваться

Современный фрегат Штандарт (6 фото)

Но неявная красота, то есть история этого корабля, впечатляет еще сильней.

Современный фрегат Штандарт (6 фото)

До того как превратиться в призрак, трехмачтовый фрегат был мечтой – стопроцентно реализовавшейся и оттого особенно удивительной.
Двадцать лет назад в Питере жил один необычный человек, который больше всего на свете любил паруса и парусники. И возникла у этого человека совершенно безумная фантазия: воссоздать в натуральную величину первый русский фрегат «Штандарт», построенный Петром Великим в 1703 году. И чтоб реинкарнация «Штандарта» не стояла у невской набережной украшением или, упаси боже, плавучим рестораном, а ходила в дальние походы, маневрировала против ветра, палила из железных пушек – в общем, жила нормальной фрегатской жизнью.

Современный фрегат Штандарт (6 фото)

Кто видел Питер начала девяностых, помнит, каким тогда был город: запущенным, нищим, криминальным, несчастным. Какой к черту «Штандарт»?
Владимир Мартусь (так звали чудака) затеял строительство, имея на руках неастрономическую сумму в десять тысяч долларов. Когда деньги закончились, по ночам подрабатывал «бомбилой».
На пустыре обглоданной селедкой торчал каркас несбыточной химеры. Кто-то потешался, кто-то крутил пальцем у виска.
Молодой Мартусь и его потешная мечта

Современный фрегат Штандарт (6 фото)

Но красивая мечта всегда обладает мощной энергетикой, которая делает невозможное возможным. Понемногу появились соратники, помощники, волонтеры. Через шесть лет корабль был достроен, спущен на воду – и, вопреки ожиданиям скептиков, не потонул, а оказался вполне мореходным. Почти десять лет «Штандарт» радовал питерцев и ходил по европейским морям.
А теперь перехожу от красивого к страшному.
Живет в нашем царстве-государстве тыщу лет чудище стоглавно, и всех тех глав никому не перечесть. Как пишут в летописях, имя им Легион, отец же их Сотона. Головы эти произрастают в бесчисленных приказах, коллегиях, министерствах и ведомствах. От Сотоны положен им наказ: не допущать ничего живого, а ежели где прорастет – искоренять. И вот некая голова, которая решает, кому можно плавать по морям, а кому нельзя, на десятом году «Штандартова» бытия вдруг постановила, что надобно эту небылицу искоренить, потому что у фрегата количество горючих материалов на квадратный метр превышает допустимую норму для металлических судов (что, мягко говоря, неудивительно), а деревянных парусных судов такого большого размера голова своим стандартом не предусмотрела. «Штандарт» постановили заарестовать и в оковы заковать.
Но мечта, даже материализовавшаяся, - субстанция трудноуловимая. Фрегат расправил паруса и упорхнул за линию горизонта. Ищи его, свищи.
С тех пор вот уже четвертый год сей летучий ингерманландец кочует по европейским портам, не рискуя заходить в воды сурового отечества.
«Штандарту» везде кроме Родины рады, всюду приглашают, дают бесплатную стоянку, помогают с починкой. Фрегат участвует во всевозможных морских шоу и празднествах под российским триколором.

Современный фрегат Штандарт (6 фото)

На свете точных копий кораблей XVIII века очень мало, всего семь или восемь. Каждый обошелся в кучу денег, каждый считается у себя в стране чем-то вроде национального достояния. Есть, слава богу, и у нас такой. Демонстрирует русский флаг. Вызывает восхищение. О том, что этот корабль – невозвращенец, иностранные люди не догадываются.
Жизнь у «Штандарта» трудная. Иногда ему удается сняться в кино, но это бывает редко. В основном судно существует за счет добровольных пожертвований, а их негусто. Капитан Мартусь живет прямо на корабле, в крошечной каюте. Экипаж все время меняется. Любой желающий может поплавать на «Штандарте», записавшись во временные матросы. Вот здесь описано, как это сделать.
Я посидел, поговорил с командой. Почти все очень молодые, треть - девушки. Я пил ром и грустил, что мне много лет и что вся моя жизнь расписана по часам; что мне уже не лазить по реям, не дрыхнуть в раскачивающейся под низким потолком «люле», не плевать табачной слюной в волны Бискайского залива. А к мечте, дорогая Фрези, я пристать никак не могу. Поздно.
Всё это я пишу вот к чему, если вы еще не поняли.
У нас в стране сегодня не так много вещей, которыми мы можем приятно удивить остальной мир. Одна из них – вот этот бегущий по волнам праздник под русским флагом. Трехмачтовый красавец-фрегат, память о Петре Великом и славном прошлом российского флота, нашему государству ни за чем не нужен. Так может быть, в очередной раз обойдемся в хорошем деле без государства? Мы ведь к этому уже привыкли.

Современный фрегат Штандарт (6 фото)
© 2010-2018 Artland24.ru.
При копировании материалов открытая для поисковых систем ссылка на artland24.ru обязательна.