Сейчас хочу представить Байкальский заповедник по дороге с Ольхона до Улан-Удэ. Он был создан зоологами в 1986 году и первоначальный вариант его называния «Берег бурых медведей».
В заповеднике растет много эндемиков и главные браконьеры здесь – люди которые собирают дикоросы (дикорастущие растения). Само собой, на территории много не только флоры, но и фауны – северные олени, медведи, изюбри. Заповедник тянется почти по всей береговой линии Байкала. Из-за горной местности на нем нет ни одной дороги, и можно передвигаться только пешком. Для этого существует более 300 км пеших маршрутов. В парке недавно начали строить экологическую тропу и это одна из лучших экологических троп, которую я видел в России. Она сделана таким образом, что по ней могут передвигаться даже люди на инвалидных колясках.
Несмотря на масштабы и важность заповедника, у егерей совсем нет оружия. Связано это с тем, что для хранения нужна оружейная комната, а ближайшее отделение полиции находится в 70 километрах от заповедника и полицейские посчитали, что будет проще изъять оружие вовсе. Работники заповедника ходят с фальшфейерами, которыми защищаются от медведей и браконьеров…
Посещение начали с краткой пробежки по музею. Здесь представлены чучела животных, проживающих в заповеднике:
Дальше пошли «в поля». В поселке Танхой и на всей обитаемой территории заповедника налажен раздельный сбор мусора. Инициатива принадлежит начальнику отдела туризма и рекреации Василию Мальцеву и это – реальный пример роли личности в локальной истории. Даже сами сотрудники заповедника не верили, что раздельный сбор будет работать, но потом все привыкли и сейчас возят мусор на переработку за 60 км от поселка:
Вдоль экологической тропы идет активное строительство. Буквально за неделю до нашего приезда закончили возведение исторической бурятской юрты. Реконструкцию делали командированные из Улан-Удэ студенты:
Экологическая тропа совсем свежая. Везде поставлены лавочки и заготовлены аншлаги: в них в ближайшее время будут вставлены информационные щиты:
В заповеднике много бурундуков, которые пробуют шишки на зуб – созрели или еще нет? Их главный враг медведь. Он раскапывает бурундучьи норы и наглым образом поедает запасы кедровых:
В конце экологической тропы стоит зимовье, как у настоящих охотников. Раньше охотники передвигались от зимовья к зимовью: переночевал и пошел дальше.
Экотропа закольцована и часть ее проходит через болото, где растет росянка английская. Это насекомоядное растение, которое поедает комаров и разную мошкару:
На протяжении экологической тропы растут сибирские кедры. На этом снимке слева кедр, справа сосна. Выглядит как будто два разных дерева растут из одного корня. Нам объяснили разницу между сосной и кедром: у кедра из одной иголочки расходится сразу пять хвоинок, а у сосны две:
Посетили визит-центр заповедника, который должны сдать через месяц. Он находится прямо на берегу Байкала. Обратите внимание: для того, чтобы птицы не врезались в стекла, сделали наклейки хищных птиц. По признанию работников заповедника, эту технологию они подсмотрели в Германии.
Заповедник находится напротив Листвянки, которая в свою очередь расположена в 40 минутах езды от Иркутска. По воде путь от Листвянки составляет всего около часа. Заповедник рассчитывает на то что будут выделены деньги на строительство причала и тогда поток туристов сильно увеличится:
Надеюсь, этот и другие вопросы получится решить конце июля когда в Иркутске состоится Межведомственная комиссия по вопросам охраны озера Байкал, на которой будет присутствовать министр Сергей Донской. В рамках этого мероприятия будет так же затронут вопрос о лесных пожарах и проблемах борьбы с ними на региональном уровне – тоже крайне важная тема:
Остановились в позной пообедать (позы – это тоже самое, что и буузы и почти тоже самое, что манты). Подбежал мальчишка, предложил землянику за 200 рублей. Сколько такой стакан земляники стоит в Москве или области? Никто не покупал?
На этом месте мы потеряли связь с квадрокоптером. Он просто пропал с радара смартфона. Так как исчез он над рекой Селенга, официальной версией стало падение в воду. Погрустив, поехали дальше в город, где нас уже ждали пресса и блогеры Улан-Удэ:
Встречали по бурятским традициям молоком, и по русским – караваем с солью:
На следующий день экскурсию решили начать с поездки в Иволгинский Дацан. Улан-Удэ – город России, который комфортно сочетает в себе разные конфессии: от христианства до шаманизма. Поехали смотреть и слушать про буддизм. Плотность населения бурятских городов небольшая. Многоэтажек практически нет. Город Иволгинск:
В Иволгинском дацане хранится святыня бурятского народа и главная реликвия российских буддистов – нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова. Тело Нетленного находится во Дворце – самом нарядном и красивом строении монастыря. Лама восседает на возвышении, в той же позе лотоса, в которой ушел в нирвану в 1927 году. 75 лет спустя, согласно его завещанию, ламу перенесли в Иволгинский дацан.
Доступ к Нетленному строго ограничен. Верующие могут увидеть Итигэлова только 8 раз в году, в дни главных буддийских праздников:
Наш Лама перед началом экскурсии согласился надеть петличку для записи звука. Его сын с интересом изучал прибор, пока мы слушали:
Для того чтобы стать Ламой нужно учиться 16 лет. Причем первые 5 идет подготовка сознания к учению Будды. Университет при Иволгинском дацане имеет официальные статус. В России всего два университета, которые готовят лам. Второй находится в Калмыкии.
У каждого ламы есть несколько послушников. Так как у этого парня отсутствует желтый цвет в одеянии и присутствует ведро – нам подумалось, что он и есть один из них:
Еще одна святыня дацана – камень с отпечатком левой руки богини Зеленая Тара. Существует поверье, что если пройти до камня с закрытыми глазами путь в десять метров и попасть вытянутой рукой ровно по центру – исполнится самое сокровенное желание: