Единственная дорога. Горный серпантин и малонаселенный район. К счастью, не вечер. Многие века древнее проклятие успешно справлялось с охраной этого места. Даже сейчас внезапно севшие батарейки, отказы фотокамер и расстройства желудка не удивляют посетителей. Тревожить души мертвых в наши планы не входило. Мы только заглянуть одним глазком и уйти. Моя спутница роняет Кэнон. Камера работает, но делает только абсолютно черные кадры. Как будто мы в склепе. А мы там и есть. Это «Город мертвых».
Северная Осетия, селение Даргавс. Википедия загадочно немногословна. Достоверной информации о самом крупном некрополе Кавказа нет ни у кого.
На склоне горы в красивейшем месте стоят 96 склепов. Не просто стоят, а продолжают хранить то, для чего создавались. Они заполнены умершими.
Заходи, коль не боишься, все открыто. Только помни – отсюда никто никогда не возвращался живым. По крайней мере по преданиям. Местные жители сюда и не ходят.
И если в первом, самом близком к дороге склепе вы увидите только истлевшие черепа и кости, то дальше вас встретят мумии.
До советского времени Городом мертвых никто не интересовался. Первые исследования начались шестидесятых годах. В одном из склепов археологи насчитали 95 черепов.
Легенды рассказывают, что все тела здесь были как живые. И я даже в это верю – музейные одежды из Города мертвых удивительно хорошо сохранились.
Строения создавали особую вентиляцию и микроклимат, благоприятно повлиявшие на естественную мумификацию. Правда, раньше склепы закрывались деревянным щитом с задвижкой, поэтому сейчас умершие выглядят уже не лучшим образом. Так, как мы привыкли их видеть в фильмах ужасов.
Каждый склеп принадлежал одной фамилии и очень дорого стоил. Необыкновенной прочности раствор из птичьих яиц, сметаны, молока и извести, позволил им сохраниться до нашего времени. Один обтесанный угловой камень обходился в овцу. От многочисленных жилых строений в округе не сталось и следа – они были дешевы. Теперь только башни и склепы…
Подземные и полуподземные. С двускатными, четырехскатными и плоскими крышами. Здесь в одном месте представлена вся эволюция склепостроения. Некоторые сооружения имеют два, а то и три яруса. Когда свободного пространства внутри не оставалось, горцы делали дополнительный настил. Они пробивали в стенах пазы и вставляли деревянные балки, на которые укладывали доски для новых умерших.
Во время чумы, сюда уходили больные. В склепах они ждали смерти, а родственники приносили им еду и воду
Но самое удивительное в Городе мертвых – лодки. Во многих склепах останки лежат в деревянных ладьях
Никто из соседних народов не использовал такой способ погребения. Возможно, это какой-то древний культ, сохранившийся у осетин чуть ли не до последнего времени. Или же есть какая-то связь античных мифов о реке Стикс с Городом мертвых.
Местный житель рассказал легенду. Много-много лет назад, джигиты этого села пленили в походе девушку, равной по красоте которой не было.
Каждый хотел жениться на ней и каждый готов был убить того, кто встанет на его пути.
И отправились мужчины к старейшинам, чтобы те собрали совет и приняли мудрое решение, кому достанется девушка.
Но даже у старцев при виде красавицы заблестели глаза. Взыграла в жилах молодая кровь, несмотря на их преклонный возраст.
Начали они показывать свою удаль, день и ночь кружатся вокруг неземной красоты, совсем с ума посходили. Три дня думали что с ней делать, так ни к чему и не пришли
Отпустить – джигиты за ней уйдут. Кому-то отдать – перережутся. И чтобы не убить из-за нее друг-друга, решили, что умереть должна она.
И как только жизненные силы покинули прекрасную девушку, неведомое проклятие обрушилось на жителей.
Мясо стало отваливаться у людей от костей. Они пытались спастись в соседних аулах, но кара настигала их.