Первое, что поражает человека, приехавшего в Китай, – масштабы и размах строительства, будь то дороги, жилые кварталы или объекты инфраструктуры. Не стал исключением и автомобильный музей в Пекине, посещение которого оставило неизгладимое впечатление.
Создатели этого гигантского по своим размерам выставочного комплекса явно не были ограничены ни в средствах, ни в площади, которая достигает 50000 м кв. Для сравнения – общая площадь экспозиции знаменитого музея Mercedes-Benz составляет всего 16500 м кв. С фантазией у китайских архитекторов тоже все в порядке. Если упомянутый музей в Штутгарте выполнен в виде двух перекрещенных спиралей ДНК, то в Пекине он копирует структуру человеческого глаза.
На пяти этажах расположились многочисленные экспозиции, в которых отображена история от изобретения колеса до технологий производства современного автомобиля.
Знакомство с коллекцией, как и в музее Mercedes-Benz, начинается с верхнего этажа, куда посетителей привозит вместительный лифт. Первая экспозиция посвящена эпохе гужевого транспорта. Оказывается, в древнем Китае насчитывалась не одна тысяча колесниц, а местные умельцы еще несколько веков назад экспериментировали с паровой тягой.
Автомобильная эпоха представлена с реплики первого авто – трехколеcного Benz, а также одной из самых популярных американских машин начала прошлого века – Oldsmobile Curved Dash. В Пекинском музее есть и другие представители известных автомобильных брендов, включая раритетные Bugatti, De Dion, Duryea, Lincoln, Rolls-Royce и т. д. Наиболее интересная часть собрания посвящена китайским авто 50–60-х годов прошлого века. Отдельно презентована большая коллекция машин китайской правительственной элиты. Всего же в экспозиции музея находится более 80 автомобилей. Жаль только, что некоторых экспонатов никогда не касалась рука реставратора…
Но все же главный акцент здесь сделан не столько на конкретные автомобили, сколько на процесс их эволюции и развития. В Китае уделяют большое внимание образованию, поэтому в музее много различных интерактивных и развлекательных стендов, посвященных процессу производства машин, безопасности на дорогах и даже исследованиям в области дизайна. Неудивительно, что сюда приходит огромное количество детей всех возрастов. В музее работает магазин сувениров, где можно купить масштабные модели или книги на память.
Реплика знаменитого артиллерийского тягача Жозефа Кюньо, построенного французским изобретателем в 1771 году.
Одно из первых массовых американских авто – Olsmobile Carved Dash 1901 г.
Американский Duryea Runabout L 1903 года был подарен императрице Цыси (1835–1908 гг.), которая стала первой в Поднебесной владелицей частного автомобиля. Высокопоставленный чиновник Юань Шикай подарил его 67-летней императрице на день рождения.
Французский De Dion украшает стенд автомобильной мастерской начала прошлого века.
Прекрасный экземпляр Rolls-Royce Silver Ghost 1926 года с кузовом купе.
В честь 100-летней годовщины марафона Пекин – Париж два француза за рулем этого Citroen 5HP Torpedo 1925 года повторили маршрут гонки и спустя месяц с лишним прибыли в Париж. Позже французский автогигант PSA Peugeot-Citroen приобрел эту старинную машину и подарил пекинскому музею.
Забава для императора – повозка с системой привода игровых фигурок.
Восьми-цилиндровый кабриолет Bugatti T38 A 1928 года прибыл в музей из частной коллекции в США.
Ferrari 246 GTS Dino 1974 г. с 2,5-литровым V6 был выпущен тиражом около 2,5 тысячи.