
Строительство ведется очень быстро, сразу на протяженных участках. Например, дорогу “ХаДа” (Харбин-Далянь, 914 км., поезда типа G) построили всего за 5 лет, это очень быстро, достаточно сравнить с планами по строительству дороги Лондон-Бирмингем – она, если получится, будет введена в эксплуатацию только в 2026 году.
Датой рождения скоростных железных дорог в Китае считается 2004 год. Министерство железных дорог заключило несколько договоров с японцами и англичанами, которые тогда были самыми продвинутыми в этом деле. Китай же был в аутсайдерах: в 1993 году средняя скорость движения пассажирских поездов была 48 км/ч, и этот показать не увеличивался.
В общей сложности в 2006-2010 годах на строительство высокоскоростных магистралей было потрачено более около 150 млрд. долларов.
Через 5 лет после открытия скоростных дорог они перевозили в Китае в месяц вдвое больше людей, чем самолеты. Сейчас дорогами пользуются примерно 54 миллионов человек — столько же, сколько американцев – внутренними авиарейсами.
Но не все проходило у китайцев гладко. Строительство скоростного поезда Пекин-Шанхай в 2009 г. было омрачено скандалом, связанным с судебным разбирательством между иностранными (Сименс, Кавасаки) и местными компаниями. Вкратце, дело выглядело следующим образом: иностранцы начали строить линию, китайцы поняли, как это надо делать, выгнали иностранцев и достроили все сами, намного дешевле. Красота!
Бывший руководитель департамента и главный инженер министерства науки и технологий Чжоу Имин в одном из интервью признавал: «Our trains look almost exactly the same as their peers overseas».
По сути, китайцы делают копии иностранных поездов, которые ни в чем не уступают по качеству, но гораздо выгоднее по цене. Если вам нравятся немецкие поезда Siemens – поезжайте в Таншань, где на местном вагоностроительном заводе налажено производство номинально китайских, а фактически все тех же немецких поездов. Если же вы предпочитаете французские Bombardier, ваш путь – в Циндао, на тамошний вагоностроительный завод. Кроме того, скоростные поезда делают в Чанчуне, а лидером отрасли считает Китайская южная вагоностроительная компания, действующая по инвестсоглашению с японской компанией «Кавасаки».
В 2011 году вокруг железных дорог разразился крупный коррупционный скандал. Министр железнодорожного транспорта КНР Лю Чжицзюнь, как оказалось, брал откаты со строительства дорог в размере до 2,5%(!), получив таким образом 122 млн. долларов незаконно. Кроме того, у чиновника оказалось множество любовниц в разных городах Китая. Такого ему простить уже не могли, и посадили злополучного министра в тюрьму. Да, кстати, его приговорили к смертной казни, но потом отложили ее исполнение на 10 лет. Любовниц у него было 18.
Начнем с вокзалов. Китайский носильщик ждет клиентов. Все сотрудники ходят в костюмах и вообще очень опрятные и аккуратные.

Обязательный досмотр на входе.

Кассы. Без знания китайского купить что-то очень сложно. Для туристов есть специальные сайты, где информация дублируется на английский, но выкупить билет все равно придется в кассе, предъявив паспорт. Чем-то напоминает Россию. Представьте, что вы хотите без знания русского покататься на поездах у нас. Если в Москве вам еще помогут, то в провинции у вас точно возникнут проблемы. Английский в Китае почти никто не знает.

Билет можно купить и через автомат, если вы китаец и у вас есть местный паспорт. Иностранцу – только в кассу.

На вокзалах идеальная чистота.

Зал ожидания.

Выход на перрон только перед посадкой через турникеты, как на самолет.

Станция скоростного поезда в небольшом провинциальном городке.

Народу почти нет.

Почти все станции для скоростных поездов выглядят одинаково. Я снял некоторые по дороге из Пекина в Шанхай.

Везде высоченные потолки и куча платформ.

Вот так

Или так

Мелкие станции выглядят так. Все скоростные дороги проходят по эстакадам.





А вот наш Сапсан, то есть китайская подделка на Сименс


Скоростные поезда обозначают буквой «G». Изначально поезда G (от gaotie – гаоте – “на высоких рельсах”) должны были гонять со скоростью 350 км в час, но в июле 2011 года произошла авария (один поезд нагнал другой на мосту в Вэньчжоу, авария получила название инцидент 7/23 (по дате), погибло более 30 человек, серьезно пострадали более 200. После этого скорость движения поездов была ограничена 300 км в ч.

Здесь только сидячие места. Расстояние Пекин-Шанхай (1300 км) такой поезд преодолевает за 5.5 часов, поездка стоит 553 юаня (3100 рублей) в эконом-классе. Это бизнес:

А вот эконом

В общем, как наш Сапсан, только быстрее ходят.

А это скоростной поезд поезд D (动 – Dong), первое поколение скоростных поездов. Средняя скорость 150 км/час, максимальная 252 км/час. Такие поезда часто называют электричками – они ходят между главными городами Китая с высокой частотой.

Поезда этого типа идут из Пекина в Шанхай 9 часов, билет стоит 408 юаней (2300 рублей).





Посадка на электрички тоже группами. Всех собирают в одном зале, а потом запускают на поезд.


Отдельно стоит отметить один из самых быстрых поездов в мире – Шанхайский маглев (название – сокращение от magnetic levitation train, поезд на магнитном подвесе), который соединяет одну из станций шанхайского метро и аэропорт Пудун. Расстояние в 30 км он преодолевает за 7 мин 20 сек, при этом разгоняясь на пике до 431 км/ч. Если у вас есть билет на самолет, то билет на маглев обойдется в 230 и 460 рублей эконом/бизнес. Введен в эксплуатацию в 2004 году.

Бизнес-класс выглядит так

В России таких дорог никогда не будет, потому что у нас они не окупятся, слишком маленький пассажиропоток. В Китае между крупными городами скоростные поезда каждые 30 минут отходят, как у нас Аэроэкспресс. У нас только что на участке Москва-Питер может что-то получиться. Ну или китайцам надо заселить Россию и построить тут скоростные железные дороги.