История полосатого жезла (12 фото)

27 апреля 1939 года начал действие циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, который предусматривал введение специального черно-белого полосатого жезла, при помощи которого милиционеры должны были заниматься регулировкой на дорогах.
История полосатого жезла (12 фото)
Но не надо думать, что до этого у регулировщиков не было жезлов. История главного атрибута всех гаишников началась еще в начале ХХ века в царской России — «водители кобыл» и самобеглых колясок должны были издали видеть, что от них требуется. И в 1907 году градоначальник столичного Санкт-Петербурга Даниил Драчевский издал распоряжение, согласно которому дорожные регулировщики получали специальную палку — деревянную трость белого цвета, которую нужно было носить с собой в кожаном чехле. И подавать ей можно было только два знака: указывать на машину, которой нужно остановиться или поднимать трость вверх и делать ей вращательные движения. Последний знак означал, что замереть должны все без исключения участники дорожного движения.
История полосатого жезла (12 фото)
Самый интересный музей жезлов ГИБДД находится в Курской области. Это — частная коллекция начальника Госавтоинспекции по Курской области полковника полиции Нарыкова Александра Викторовича. За годы службы ему удалось собрать свыше 40 различных жезлов, причем не только из России, но и из других стран. Некоторые из них похожи больше не привычное орудие дорожного полицейского, а световые мечи из фильма «Звездные войны». Но не надо этому удивляться — во многих странах Азии и Африки жезлы у регулировщиков красного цвета, в Европе предпочитают пользоваться жезлом с красным катафотом или фонарём на конце, а в Америке движение регулируют, как правило, вообще без жезлов.
Газета «Московские новости» тогда писала: «В Санкт-Петербургской полиции сделано нововведение. Чинам на некоторых постах, более бойких по движению улиц, присвоены короткие белые трости для регулирования движения и ограждения безопасности пешеходов. Постовой-городовой в случае надобности остановить экипаж или целый ряд экипажей поднимает трость вверх по направлению запрещаемого движения. Все шоферы по этому знаку обязаны немедленно и беспрекословно остановиться и продолжить движение только тогда, когда трость будет опущена».
История полосатого жезла (12 фото)
Затем трость уменьшилась в размере, хотя цвет её остался белым. Перемена наступила в 1922, когда новая власть издала указ об их замене на идеологически правильные жезлы — красные с желтой рукояткой. Дело не только в окраске, совпадающей с цветом знамени того времени. Просто считалось, что красный цвет лучше привлекает внимание участников движения. Возможно, и наши гаишники носили бы «красные палочки», если бы в 1933 году Советская власть их не упразднила.
История полосатого жезла (12 фото)
Почему было принято такое решение, точно неизвестно. Возможно, Советы решили, что милиционер должен пользоваться таким авторитетом у водителей, что никакие дополнительные «палки» ему не нужны. Вместо жезлов милиционерам выдали белые перчатки, которые, по задумке властей, должны были быть ничуть не менее заметными. Кстати, форма того времени была тоже белого цвета и иногда жалеешь, что такой нет сейчас.
История полосатого жезла (12 фото)
Правда, сами постовые решение партии восприняли без энтузиазма... Однако в 1939 году жезлы вернули на службу, правда, стали они черно-белыми. Почему? Существует две версии. Самая распространенная гласит, что контрастное сочетание белого и черного цвета лучше всего видно в темноте, к тому же в те времена и светофоры (а они были поворотными) были черно-белыми. Однако есть и еще одно предположение. Не секрет, что именно в этот период власти стали слегка переосмысливать историю собственной страны и вместо огульного уничтожения «пережитков старого режима» обратили внимание и на хорошие вещи. В частности — на будки, стоявшие в царское время на различных постах — дорожных, таможенных и граничных — и верстовые столбы, которые как раз были черно-белыми. Вот и решили сделать милицейский жезл черно-белым, раз эти цвета прочно ассоциируются с дорогой. Впрочем, это — лишь красивая легенда.
История полосатого жезла (12 фото)
Кстати, это только кажется, что черно-белый полосатый жезл, появившийся в нашей стране в 1939 году, со временем ничуть не поменялся. На самом деле изменилось практически все, ведь первые жезлы делались... из дерева! По признаниям самого Александра Викторовича, именно они больше всего ему нравятся: легкие и прекрасно ложатся в руку.
История полосатого жезла (12 фото)
Но в 60-х годах гаишников опять оставили без жезлов! С 1961 по 1963 годы в Москве проводился эксперимент, в рамках которого «полосатых палочек» у милиционеров не было. Вместо них в форму добавили новые краги. Эксперимент признали успешным, и до 1969 года милиционеры опять регулировали движение только руками. Правда, потом жезлы все же вернули и на этот раз надолго.
История полосатого жезла (12 фото)
Начиная с того времени главное орудие гаишника изготавливается из пластика и снабжается либо встроенной подсветкой, либо, как минимум, световозвращающим покрытием. Интересно, что в 80-х годах предпринимались попытки усовершенствовать жезл регулировщика. Так, был разработан «универсальный жезл». От стандартного он отличался тем, что на белых полосках у него были написаны номера угнанных машин, позывные сигналы патрульных машин и прочая информация, а в сам жезл был встроен фонарик, компостер для пробивания «дырочек» в правах (три прокола — лишение) и даже свисток. Однако подобные «навороты» в те времена никого не интересовали.
История полосатого жезла (12 фото)
Сейчас же попытка встроить в «полосатую палочку» что-либо, кроме подсветки, воспринимается уже как экзотика. Но таких экспонатов в коллекции Александра Викторовича тоже немало! Например, жезл со встроенным фонариком и электошокером или жезл с... ножиком. «Это — не для самозащиты, а, скорее, колбаски после работы порезать», — шутит главный гаишник Курской области.
История полосатого жезла (12 фото)
На фото справа, наверное, самый большой жезл ГИБДД в мире. Но используется он в качестве... посоха. Таким оригинальным способом ГИБДД Курской области поздравляет местных водителей с Новым Годом
Мало кто знает, но на самом деле жезлы сотрудников ГИБДД бывают двух типов — привычный черно-белый и дисковый с красной точкой (светящейся или светоотражающей). Интересна и его история. Как рассказали нам в Музее Госавтоинспекции в Москве, изначально этим жезлом пользовались сотрудники ГАИ для остановки других участников движения при движении организованной колонны.
История полосатого жезла (12 фото)
Еще один интересный факт — во многих странах именно эта палочка служит заменой нашего «гаишного» жезла в случае, если надо остановить автомобиль. Да и у нас эти спецсредства разрешены соответствующими нормами. Правда, почти не используется. Почему? Сказать сложно. Но, возможно, водителей просто не хотят лишний раз вводить в заблуждение
История полосатого жезла (12 фото)


К тому же привычный черно-белый полосатый жезл не только превратился в символ инспектора ДПС, но и давно стал частью российского фольклора. Достаточно вспомнить многочисленные анекдоты про «продавцов полосатых палочек». Кстати, как знать, какой предмет мог бы сыграть подобную роль, если бы в 1939 и 1969 году жезлы так и не вернули на службу.

Ну а в заключение статьи замечу, если вы все же не намерены становиться работником ГИБДД и регулировать перекрестки, а учитесь, чтобы работать по более высококвалифицированной специальности, вам наверняка придется писать http://diplom-kursovik.ru/ или другую контрольную работу и сайт diplom-kursovik.ru может оказаться очень полезным в этом деле.
© 2010-2018 Artland24.ru.
При копировании материалов открытая для поисковых систем ссылка на artland24.ru обязательна.