Несмотря на то, что практически все религии относятся к суициду отрицательно, порой добровольный уход из жизни может свидетельствовать лишь в пользу человека. В старину во многих странах считалось вполне приемлемым, например, если защитники города, будучи не в силах справиться с осадой, накладывали на себя руки.
В этой подборке представлены самые известные случаи группового суицида, причём обоих видов — «воинственно-оборонительного» и «спасительно-сектанского».
1. Члены религиозного движения «Храм Народов», Гайана, 1978
Вечером 18 октября 1978-го года 909 приверженцев сектыдвижения «Храм Народов» (в том числе 276 детей) покончили с собой. По приказу своего духовного лидера Джима Джонса взрослые сначала отравили детей раствором цианистого калия, а затем выпили его сами. Среди трупов обнаружили и самого Джима, однако неясно, был это суицид или убийство — он погиб от огнестрельного ранения.
Расследование трагического происшествия выявило, что его причиной послужило желание нескольких членов «Храма» покинуть ряды прихожан Джонса, о чём они заявили несколько ранее на встрече с Лео Райаном (Leo Ryan), конгрессменом из Сан-Франциско, посетившим общину Джонстаун из-за многочисленных жалоб, которые родственники членов религиозной группы отправляли властям.
Райан предложил потерявшим веру в Джима отправиться вместе с ним, но когда сенатор и «перебежчики» собирались сесть на самолёт, к взлётно-посадочной полосе подъехал трактор с прицепом, полным вооружённых людей, которые открыли по пассажирам огонь на поражение. От их пуль погибли пять человек: сенатор Райан, репортёр и оператор с телеканала «NBC», фотограф из газеты и один из бывших последователей Джонса.
Позже ФБР отыскало аудиозапись обращения Джима к своей «пастве». В нём говорится о том, что после убийства сенатора переговоры с Советским Союзом о переселении общины, которые они вели несколько месяцев, в дальнейшем бессмысленны, а их дети, попав под контроль властей, станут фашистами и марионетками правительства, поэтому членам религиозного движения ничего не остаётся, кроме как покинуть этот бренный мир.
2. Жители города Денпасар, Бали, 1906
В языке балийцев есть термин пупутан (в пер. с местного наречия — «бой на смерть») — он обозначает массовый ритуальный суицид, призванный избавить народ от позора капитуляции и порабощения. Пожалуй, самый знаменитый в истории Бали пупутан произошёл 14 сентября 1906-го года в городе Денпасар, когда перед боем с войсками голландских оккупантов балийская знать во главе с раджой закололи себя кинжалами.
Голландцы вступили в город, не встретив практически никакого сопротивления. Когда они приблизились к дворцу раджи провинции Бадунга, вдруг раздался барабанный бой, а затем из ворот дворца показалась торжественная процессия в роскошных белых погребальных одеяниях и золотых украшениях. Молчаливые бадунгцы подошли вплотную к голландцам, после чего главный жрец вонзил кинжал в сердце раджи, подав таким образом знак о начале ритуала.
Участники процессии начали убивать себя и других, презрительно бросая в голландских солдат золотые монеты и драгоценности. В общей сложности около тысячи горожан покончили с собой, и с тех пор балийцы называют бадунгский пупутан примером самоотверженного сопротивления захватчикам. В память о пупутане на месте, где раньше располагался дворец раджи, установлен монумент, изображающий мужчину с женщиной и ребёнком, вооружённых ритуальными малайскими кинжалами.
3. Жители города Деммин, Германия, 1945
Вряд ли обитатели немецкого городка Деммин были знакомы с балийским языком и термином пупутан в частности, но то, что они сделали 1 мая 1945-го года, можно назвать именно так. Когда в Деммин вошли бойцы неудержимой Красной Армии, горожане, напуганные рассказами о зверствах советских солдат, начали спешно сводить счёты с жизнью. В отличие от бадунгцев с их кинжалами, немцы при совершении своего «пупутана» проявили фантазию — они травились, стрелялись, вскрывали вены, перерезали горло, топились и вешались.
Многие уходили в мир иной целыми семьями, причём известны случаи, когда родителям, избавившим своих отпрысков от советской оккупации, не удавалось последовать за ними в силу каких-либо причин. Кто-то просто не успел, другие не рассчитали дозу яда, а третьих вовремя спасли, но так или иначе, эти люди до конца своих дней были вынуждены жить с грузом убийства собственных детей. По разным оценкам за несколько дней от 900 до 2,5 тысяч жителей Деммина наложили на себя руки.
4. Жители города Читторгарх, Индия, 1303, 1535 и 1568
Для горожан Читторгарха ритуальное самоубийство, избавляющее от унижения плена, давно стало «доброй» традицией. В соответствии с древним раджпутским обычаем, если у осаждённой крепости или города нет шансов отбить нападение, его жители должны совершить массовое самосожжение. Обряд состоит из двух частей: сначала женщины и дети добровольно восходят на костры (так называемый джаухар), а после их гибели мужчины совершают сака, то есть идут в последний бой с врагом, откуда, как правило, никто из них не возвращается.
В 1303-м году, во время осады города Читторгарх войсками делийского султана Ала-уд-дина Хилджи около 700 придворных дам во главе с королевой Рани Падмини осуществили самосожжение, подав воинам города отличный пример мужества. При виде такой самоотверженности мужчинам ничего не оставалось, как завершить древний ритуал последней битвой.
Тот же самый обряд жители провели в 1535-м году, когда Читторгарх осадил гуджаратский султан Бахадур-шах, и в 1568-м, во время вторжения армии Акбара I Великого.
5. Тевтонские женщины, близ современного Экс-ан-Прованс, Франция, 102
Одно из первых известных массовых самоубийств произошло в 102-м году на юге Франции. В сражении, которое вошло в историю как битва при Аквах Секстиевых, римский полководец Гай Марий наголову разгромил войско тевтонских племён. По условиям капитуляции, тевтонцы должны были передать римлянам в качестве рабов 300 замужних женщин. Услышав об этом, жёны германских воинов умоляли победителей отпустить их для служения в храмах Венеры и Цереры, но римляне отказались удовлетворить просьбу. В ответ «трофейные» женщины убили своих детей, а затем покончили с собой.
Смелый поступок тевтонских женщин вошёл в римские и германские легенды как пример настоящего героизма и беззаветной преданности отечеству.
6. Члены религиозного движения «Орден солнечного Храма», Швейцария и Канада, 1994–1997
Самоубийство адептов «Ордена», произошедшее в 1994-м году, в одночасье «прославило» это небольшое религиозное движение на весь мир, хотя до того момента о нём мало кто слышал.
Религиозная группа появилась на свет в 1984-м году в Женеве стараниями преподавателя Жозефа ди Мамбо и врача Люка Жоре. Позже штаб-квартира «Ордена» переехала в Цюрих, а его отделения появились в нескольких городах Швейцарии, Канады и других стран.
Приверженцы религиозной организации считали, что в середине 1990-х годов свершится Апокалипсис, и чтобы получить прощение Господа и подняться наследующую ступень духовности, им необходимо добровольно оставить этот мир.
В ночь с 4 на 5 октября 1994-го года около 50-ти членов «Ордена» в Швейцарии и Канаде покончили с собой, после чего члены, оставшиеся в живых, подожгли здания, в которых проходил обряд. Примерно через год ещё 16 последователей ди Мамбро и Жоре посредством суицида обеспечили себе «спасение», а в марте 1997-го года вслед за ними отправились ещё пятеро, оставившие, кстати, предсмертные записки, в которых говорилось, что их шаг — не что иное, как бегство от «лицемерия и угнетения этого мира».
Члены «Ордена» известны не только массовым суицидом, но и громким убийством: в октябре 1994-го года в канадской провинции Квебек был жестоко убит 3-месячный малыш по имени Эммануэль Дютуа. По приказу ди Мамбро, «распознавшего» в ребёнке «Антихриста», Эммануэля несколько раз пронзили деревянным колом.
7. Приверженцы религиозного движения «Небесных врат», ранчо Санта-Фе, штат Калифорния, США, 1997
Основатель культа «Небесных врат» («Heaven’s Gate», также можно перевести как «Врата рая») Маршалл Эпплвайт — один из самых скандальных пророков в истории. Он считал себя воплощением Ииисуса Христа и призывал своих «прихожан» отречься от удовольствий и суеты окружающего мира в преддверии наступающего конца Всего Сущего и скорой отправки на небеса. Многие из постулатов Эпплвайта откровенно абсурдны и нелепы, однако это не помешало ему убедить нескольких своих последователей совершить самоубийство.
Маршалл уверял приверженцев «Врат» в том, что для путешествия в райские кущи лучше всего подойдёт космический корабль пришельцев, который следует за кометой Хейла-Боппа. Чтобы получить заветный спасительный билет, члены движения должны были совершить самоубийство (а некоторые из мужчин перед этим добровольно подверглись кастрации, чтобы подготовиться к будущей «бесполой» жизни).
Долгожданное «путешествие» началось 24 марта 1997-го года и продолжалось три дня. Адепты «Врат» пили фенобарбитал, смешанный с водкой и ананасовым соком, и душили себя пластиковыми пакетами — на случай, если бы яда оказалось недостаточно. Последователи Эпплвайта аккуратно укладывали своих умерших товарищей на кровати и накрывали фиолетовым полотном, а затем следовали их примеру. Всем «спасённым» в карманы клали по $5,75, и у каждого из них рядом лежали упакованные вещи, которые могли пригодиться «в раю».
8. Еврейские повстанцы, крепость Масада, недалеко от современного города Арад, Израиль, 73
Римские войска, осаждавшие Масаду (древняя крепость на юго-восточном побережье Мёртвого моря) в конце Первой иудейской войны, никак не могли сломить упорный дух её защитников. Однако когда деревянные стены крепости заполыхали огнём, участь обороняющихся была решена. Чтобы захватить Масаду, римлянам понадобилось около 15-ти тысяч отборных бойцов, но когда первые из них вошли в полуразрушенную крепость, то обнаружили там «сюрприз» в виде 960-ти трупов.
Чтобы не попасть в плен, мужчины Масады убили своих жён и детей, а затем по жребию выбрали десять человек, которые прикончили всех остальных.
О подвиге духа еврейских воинов известно главным образом из труда историка Иосифа Флавия «Иудейская война». Существует версия, что число совершивших суицид иудеев было сильно преувеличено Флавием или его информаторами: в ходе раскопок крепости археологи нашли останки лишь 28 человек, однако некоторые считают, что остальные тела могли сгореть дотла во время пожара.
9. Танец женщин Залонго, Греция, 1803
В 1803-м году воины сулиотов, небольшого греко-албанского горного племени, потерпели поражение от армии Али-паши Тепеленского, вассала Османской империи и правителя Албании. Решающее сражение состоялось недалеко от деревеньки Залонго, и когда стало ясно, что солдаты Али-паши, в пух и прах разгромившие сулиотов, вот-вот начнут бесчинствовать и грабить, женщины деревни решили совершить самоубийство — все были наслышаны об ужасной участи рабов Али-паши.
Танцуя и напевая, они толкали в пропасть своих детей и прыгали вслед за ними. Позже этот групповой уход из жизни прозвали «Танец Залонго». В память о гибели жён сулиотов на том самом утёсе установлен монумент, символически изображающий смертельный танец гордых женщин.