Передвигаясь по левой стороне улицы небольшого городка Вустер, Великобритания, мы замечаем знак, показывающий, что следующий поворот налево ведет к Morgan Motor Company. Мы не постеснялись заехать через открытые ворота, которые открывают необычный вид – вместо больших ангаров, мы увидели многочисленные одноэтажные кирпичные здания, созданные многие десятилетия назад…
После входа в центральное здание, чтобы встретиться с управляющими компанией, которые уже нас ждали, мы были удивлены и офисами, не блещущие роскошью, а представляя из себя лишь разделенные деревянными перегородками, пространства. Единственный закрытый офис, со стеклянной дверью, принадлежит главе компании Morgan, Чарльзу Моргану, который является прямым потомком основателей компании Morgan, истории которой насчитывает более 100 лет.
Вокруг его офиса развешаны различные дипломы и награды - Чарльз Морган много раз получал титул предпринимателя года и человека с новаторским мышлением, который вдохновляет, и изменят мир вокруг себя своими гениальными идеями. Более того, сама королева Англии назначила Чарльза Моргана почетным депутатом и советником графства Вустершир.
Но пока мы рассматривали его его дипломы, появился и сам Чарльз Морган, который пожал нам руку и удалился в свой кабинет. Но наш плотный график велел нам идти дальше и узнать, как создаются британские автомобили Morgan. В сопровождении нескольких представителей, мы прошли целый курс истории Morgan.
Автомобиль, принесший настоящий успех компании, стал трехколесный Morgan Three-wheeler, первый прототип которого был создан в 1909 году. Главной идеей основателя, Генри Фредрика Стенли Моргана, заключалась в легком трубчатом шасси, трех колесах и мотоциклетном двигателе с автомобильной коробкой передач.
Первый Three-wheeler оснащался 2-цилиндровым двигателем Peugeot мощностью в 7 л.с., который наделял легкий «трехколесник» соотношением в 90 л.с. на тонну, что сделало его, автомобилем с самым быстрым ускорением в мире! Это прославило компанию и сыграло на успех «трехколесника».
В 2011 году, Morgan возродил идею «трехколесника», представив на Женевском Автосалоне современный Morgan 3-Wheeler, на долю которого сегодня приходится без малого половина продаж! Помимо модели 3-Wheeler, на заводе производят различные модификации, так называемых «классических» Морганов, от родстеров, до каплевидных купе.
Но, знали ли Вы, что Morgan является единственным в мире производителем автомобилей, который использует в их конструкции дерево? Это практически уму непостижимо, в 21-ом то веке, но мы сами убедились в этом, увидев на производстве больше плотников, чем сварщиков. Все тут делается по старинке, с давними, практически вековыми традициями. Обработка дерева, это кропотливая работа, которая требует множества времени и ручной работы, особенно для моделей, которые используют дерево как несущую структуру. Здесь рабочие вырезают различные формы из дерева, клеят их и прессуют, а также придают им нужный радиус.
«Иногда, при процессе сгибания, дерево трескается, и мы больше не можем использовать данную деталь, но это специфика работы с деревом» - говорят нам сотрудники Morgan. «А как насчет жесткости кузова на кручении? Насколько жесткой является деревянная конструкция для спортивного автомобиля?», спрашиваем мы. «Сегодня, большинство наших автомобилей используют стальную трубчатую раму, а на деревянном скелете навешаны внешние панели.
Да, жесткость такой конструкции не сравниться с жесткостью других спортивных автомобилей, но мы считаем, что спортивный автомобиль должен иметь свою гибкость, чтобы веселее проезжать повороты», добавляют представители Morgan!
Ты смотри, гибкость спортивного автомобиля?! И это в то время как все стараются как можно больше усилить конструкцию и увеличить жесткость кузова! Или британцы лапшу нам на уши вешают, оправдывая свою конструкцию или на самом деле, эта гибкость придает автомобилям Morgan особый шарм. Но ответ на этот вопрос мы сможем дать после того, как мы прокатимся на парочке Морганов. Но сейчас, нам нужно двигаться дальше и проникаться традициями британского производителя и доставать его представителей щекотливыми вопросами.
Когда видишь плотника, работающего над деревянной конструкцией, напоминающей автомобиль, думаешь, что это детская игрушка или музейный экспонат, а не настоящий, пригодный для использования на общественных дорогах, автомобиль, который еще и обещает невероятное удовольствие от вождения. Но гордость плотников подпитывает и постер, со статьей Ричарда Хаммонда, из известнейшего британского шоу Top Gear, который расхваливает новый 3-Wheeler, а также многочисленные британские флаги, напоминающие, что Morgan является единственным, по-настоящему британским производителем. Это дерзкое заявление всем и вся твердит Чарльз Морган, ведь Rolls-Royce и Bentley ушли к немцам, а Jaguar и Land Rover к индийцам, в то время как Morgan принадлежит семье Морган. Передвигаясь по цехам, мы осознали, что у Моргана нет конвейерной линии, а автомобили, перекатывают из одного цеха в другой, на своих колесах, или на специальных тележках. После того как шасси венчают с кузовом, полусобранный автомобиль получает спецификацию, указывающую, что именно нужно делать следующему мастеру. Прежде чем приступить к работе, а именно к ручной сборке, мастер вычитывает эту спецификацию, которая написана … прямо на кузове, обычным фломастером! Так, что не удивительно, если на кузове можно найти такую надпись как «Needs cover» (Нуждается в крышке), с сопровождающей стрелкой, указывающей на место, на которое должен обратить мастер… Да, все что здесь видишь, невозможно сравнить с немецким «Vorsprung durch Technik» (прогресс через технологию). Здесь все делается по принципу, «лучше стагнация, чем прогресс», да простят нас британцы за осквернение их святых традиций! Но вкусить смысл этой традиции мы сможем, только после тест-драйва автомобилей Morgan, которым нас порадовали британцы. Но об этом чуть позже.
Для нового 3-Wheeler, Morgan использует двигатель V2 от Harley Davidson, который производит известная компания S&S, а к нему состыковывается «механика» от Mazda MX-5, для остальных, уже четырехколесных Морганов, используются V-образные «шестерки» Ford, или V-образные «восьмерки» BMW. Двигатели идут в сборе, готовые к «женитьбе» с деревянно-металлическим нутром Морганов. В сборе идут и элементы шасси и тормозной системы.
А после того, как автомобили обретают форму, их направляют в цех, где им «вшивают» салон. Как и работа над деревом, работа над салоном ведется вручную.
После окончательной сборки, каждый экземпляр тщательно проверяется на соответствие и наличие дефектов, которые незамедлительно устраняются, чтобы автомобиль выходил из завода в таком виде, как его задумал создатель. В среднем, ежедневно с ворот завода выходят от трех до пяти автомобилей, половина из которых это модели 3-Wheeler. Самый доступный Morgan стоит 26 000 фунтов стерлингов (примерно 30 000 евро), а самые дорогие экземпляры переваливают за 70 000 фунтов стерлингов, не включая налоги.
Пройдя через последний цех, мы опять оказываемся на улице, где выставлены готовые к отправке экземпляры. Нам удалось даже запечатлеть погрузку парочки из них, которые отправились в Европу.
В основном, большая часть Морганов отправляется именно в Европу, потому что в США Моргану запрещено продавать свои автомобили, так как они не соответствуют американским стандартам безопасности, но европейцам нравятся ценности и традиции этих легендарных автомобилей.