Мы взяли напрокат маленькую машинку и отправились колесить по Чехии. Первым пунктом нашего маршрута стал Млада-Болеслав, колыбель чешского автомобильного бренда Шкода.
Именно здесь находится штаб-квартира «Шкода Авто» и главные производственные мощности этой марки. Дорога к городу ведет мимо заводских корпусов:
Млада-Болеслав оказался очень небольшим городком.
Причем, в отличие от множества крохотных, но симпатичных европейских поселений с неповторимым колоритом, который вызывает желание вернуться сюда когда-нибудь еще, Младо-Болеслав гораздо более скучен и провинциален.
Такое ощущение, будто и не в Чехии вовсе, которую многие считают сказочной, а где-нибудь в Российской глубинке. Ну разве что гораздо чище. И гораздо больше Шкод вокруг
Автомобильный музей Шкоды был основной целью посещения Млада-Болеслава. Его только что отремонтировали, причем капитально. Прямо у входа — ресторан «Вацлав». Интересно, в честь кого из основателей Шкоды он назван?
Наскоро перекусив, с нетерпением отправляемся в самое интересно место любого автопроизводителя — место, где живет его история.
Приятный момент для посетителей — сразу после входа стоит старенькая Шкода, рядом с которой нет никаких останавливающих посетителей надписей или ограждений
Дальше по коридору — первый небольшой зал. Интересен он тем, что там стоят три ретро-автомобиля, на которых наглядно продемонстрирован процесс реставрации. Сначала — всё очень запущено:
Потом видно, что машину разбирают до состояния скелета и начинают собирать вновь
Второй, достаточно большой зал, с точки зрения интереса к автомобилям неинтересен вообще — там их просто нет. На плане-схеме музея обозначено, что куча свободного пространства отдана под проведение разных мероприятий.
Самое интересное начинается в третьем зале, который выставочный, причем именно в плане экспозиций он же первый, он же последний, он же — единственный. Путь к нему из зала для мероприятий проходит через эдакий «предбанник», в котором стоит гордость Шкоды.
Наверное, это самый известный и популярный автомобиль чешской марки, вернее, этой модели прабабушка — старая добрая Октавия.
Причем прабабушка, по европейской моде, представлена в кузове универсал, или комби.
Далее — другая легендарная модель, современная, которая принесла Шкоде немало спортивных побед.
Фабия Супер2000, на которой пилоты команды «Шкода Моторспорт» (самые известные пары водитель-штурман: Ян Копецки и Павел Дреслер и Эсапекка Лаппи и Ян Ферм) из года в год привозят с ралли IRC призовые кубки
Рядом с современной Фабией С2000 — еще один спортивный чешский болид, Шкода 130 РС 735 типа.
В год своего выпуска этот автомобиль принес двойную победу — в Ралли Монте-Карло и в Европейском чемпионате спортивных машин.
Закончу спортивную тему еще одной Шкодой. Это — Шкода Спайдер, построенная в единственном экземпляре, предназначалась для проверки в условиях кольцевых гонок прототипа 1,8-литрового двигателя.
Вообще-то производство у Шкоды (которая тогда называлась «Лорен и Клемент») началось с велосипедов, но на выпуске безмоторных средств передвижения основатели одного из старейших в Европе автобрендов надолго не задержались.
Первым твореним Лорена и Клемента, который можно назвать автомобилем, стал Laurin&Klement Type A. Его презентация состоялась более чем 100 лет назад, в далеком 1906 году, на Парижском автосалоне.
В то время Франция являлась пионером автомобилестроения, поэтому название кузова этой самоходной повозки — французское, voiturette. На современный русский это слово можно перевести как «малолитражка» (ну или субкомпакт, если на очень современный
Именно он стал прототипом нового стиля Шкоды, который россиянам демонстрирует новая Октавия, а белоруссам и прочим цивилизованным европейцам — еще и Рапид.
Не могу не поделиться самым большим разочарованием от музея. У музея Шкоды по сравнению с музеями Мерседеса и Фольксвагена в Германии, Феррари в Сан-Марино (да и прочих музеев, в которых я побывал) есть одно большое отличие — очень богатая история бренда «спрятана» в многоуровневую стену:
И много интересных машин, которые я бы с удовольствием поразглядывал поближе — не то что вне зоны досягаемости, на них даже посмотреть толком нельзя. Например, дедушка всех Рапидов, первый Рапид, видно только так:
Кто и зачем придумал ставить машины в стену друг над другом — непонятно. Причем вроде как до реконструкции музея такого ущербного способа показать свои автомобили не было.
Впрочем, хватит о грустном. Некоторые ретромашины (правда, к сожалению, их оказалось немного, и не было, например, легендарной Гиспано-Суизы) организаторы все-таки выставили обычным способом, и я на них душу отвел :) Сейчас их показывать не буду, эти машины стоят отдельных постов. Завершу же рассказ о музее Шкоды эволюцией логотипов и символов марки, которые нащелкал с автомобилей. Началось все, как уже говорилось ранее, не со Шкоды, а с Лорена и Клемента:
В том числе и малышка Ситиго, которую я очень надеялся получить в прокатной конторе. Надежда не оправдалась, и в Чехии я на нее мог смотреть только снаружи (впрочем, спустя полгода удалось покататься на немецком брате-близнеце этой модели, Фольксвагене Ап!)
На втором этаже — кафе с «портретами» двухдверного купе Шкода Тюдор — концепта 2002 года, который, к моему большому сожалению, так и не стал серийным автомобилем.
Ну а в шоуруме — еще одна модель, которая до сих пор мне очень интересна.
Рапид — компактный седанчик, который был представлен европейской публике в 2012 году, и, естественно, практически сразу же стал продаваться дилерами в цивилизованных странах с «развитым автомобильным рынком».
(Полагаю))) представительству бренда в нашей стране очень хочется, чтобы все называли такой кузов не седаном, а лифтбеком. Но во-первых, это совсем неправильно, и во-вторых, слово liftback не прижилось не только в России, но даже и в английской вики: там лифтбеку посвящена даже не страница, а один крохотный абзац, относящийся к хетчбеку. Поэтому привычнее российскому уху называть машину седаном: багажник визуально видно — видно, а то, что он отрывается вместе с задним стеклом, еще не значит, что кузов машины более хетч, чем седан. Правильнее уж тогда фастбек
Несмотря на малогабаритный формфактор машины (субкомпактный седан Б-класса), за рулем — достаточно места.
В общем, интересная машинка, у которой в нашей стране уже более года могло бы быть успешное будущее. Но кому-то кажется, что россиянам вполне достаточно скучного и немолодого уже Поло-Седана от старшего брата по концерну.