Поисками хорошей подержанной машины можно заняться самостоятельно: отправиться на рынок, в автохаусы, пролистать объявления. Относительно недавно появился еще один способ — доверить подбор автомобиля по наилучшему сочетанию критериев цена/состояние специалистам.
Официально услуга так и называется — «помощь в покупке авто». Как и любая другая, она является платной — ведь фирмы обещают консультацию мастеров, хорошо разбирающихся в машинах. Житель столицы Станислав столкнулся с ситуацией, когда из-за ошибок подобного профессионала ему пришлось вложить в купленный Chrysler Neon сумму, ненамного меньшую, чем половина стоимости самой легковушки.
«Мое знакомство с сотрудником одной из фирм по подбору подержанных авто произошло случайно, — вспоминает Станислав. — Когда я искал себе машину с помощью интернет-объявлений, мне приглянулся пятидверный Fiat Punto красного цвета 2000 года. Просили за него не много — $4700, и выглядел он довольно свежим для своих лет. Из телефонного разговора узнал, что продавец не желает везти авто на СТО из-за заранее оплаченной стоянки на авторынке в Ждановичах. Решил найти выездную диагностику, чтобы удостовериться в приемлемом состоянии автомобиля. В интернете выбрал первую попавшуюся фирму. Отзывы были нормальными, сайт выглядел презентабельно. Цена услуги несильно била по карману и составляла $50. Представитель компании Дмитрий приехал вовремя, после получасового осмотра Fiat рассказал мне про „убитый“ кузов, некачественную покраску, сомнительный ремонт порогов и про некую проблему кузова в правой передней части, из-за которой машина может в любой момент потерять опору и просесть. Вердиктом специалиста были слова „брать не советую“».
«Даже сбив цену до $4500, я все же не решился на покупку, положившись на мнение специалиста, — говорит молодой человек. — Стоит отметить, что навыки убеждения у Дмитрия развиты весьма неплохо и образ гуру в области диагностики авто ему подходил. Попрощавшись с продавцом, мы заглянули в кафе у стоянки, где Дмитрий рассказал мне про оказываемую его фирмой услугу „Подбор и предварительная диагностика авто“. Решили сотрудничать дальше, меня заинтересовало его предложение: на протяжении двух-трех недель он обязывался подыскать мне машину по заданным критериям с наименьшим количеством проблем. Хочу отметить, что у меня не было иллюзий относительно покупки подержанного автомобиля: о том, что машину нужно будет „доводить до ума“, я знал. Но идея найти вариант наиболее „живого“ авто из представленного на рынке ассортимента показалась мне заманчивой. Договор заключили в автомобиле Дмитрия».
«Пожали руки и разошлись. Взяв предоплату в $150, Дмитрий пообещал найти авто, не требующее вложений, — описывает развитие событий минчанин. — На протяжении двух недель никаких новостей о своем будущем автомобиле я не слышал. Когда позвонил сам, бодрый голос Дмитрия уверил: работа кипит, было пересмотрено много вариантов, но, к сожалению, почти все они „гробы“. Через пару дней поступил звонок от „Исполнителя“: есть достойный вариант — Chrysler Neon 2000 года на „механике“, серебристого цвета. Договорились глянуть вариант утром следующего дня. Автомобиль на вид оказался неплох. Из недочетов специалист назвал следующие: необходимость сделать развал-схождение, расшатанная кулиса МКПП и летняя резина. Эти проблемы меня не особо насторожили, их устранение не сулило больших денежных затрат. Стоит отметить, что разбираюсь я в машинах слабо и адекватно оценить состояние не могу. Полагаясь на мнение профессионала, решил, что нужно брать. Расплатился с владельцем, разобрался с документами, заплатил Дмитрию оставшиеся $150. Акт выполненных работ, если в нем будет необходимость, мужчина обязался подвезти вечером. Также он настоятельно рекомендовал при любых проблемах звонить ему, а также сообщить об успешной постановке авто на учет».
«В тот же день, проезжая по проспекту Независимости напротив парка Челюскинцев, услышал грохот снизу, — рассказывает о возникновении проблем Станислав. — Звук был похож на тот, который возникает при наезде на что-то немалых размеров, хотя никаких препятствий на проезжей части не было. Через пару секунд понял — коробка передач ни на что не реагирует. Остановился, включил „аварийку“. Машина работала только на нейтралке, а под днищем я обнаружил лужу масла. Откатил авто своими силами к краю проезжей части, набрал Дмитрия, сообщил о проблеме. Меньше чем через час приехал мастер диагностики, начал пробовать „оживить“ автомобиль прогазовкой с попытками переключить передачу. Почему-то его не смущало, что снизу из машины сыпались шестерни и раздавался звук перемалывания металла. Я подумал: пожалуй, мастер знает, что делает, все под контролем. Но эта процедура не принесла результатов, и, как я узнал позже, возможно, именно из-за нее пришлось потом менять диск сцепления. Позже я сделал фото МКПП, и выглядела она нездорово».
«Какие-либо адекватные комментарии Дмитрия не последовали. Автомобиль эвакуировали на СТО, на которой он производит диагностику машин, — продолжает автовладелец. — Мне пообещали оплатить все затраты на работу (не на запчасть). Я подумал, что специалист может сотрудничать с этой станцией, и на следующий день завез авто на другую СТО. Там мне выдали заявку, где кратко был описан вердикт диагностики — „поврежден картер редуктора КПП“. Вечером того же дня я попросил Дмитрия передать акт выполненных работ. К моему удивлению, ни актов осмотра, ни отчета о диагностике, ни каких-либо других документов, где я бы мог прочитать о неисправностях приобретенной машины, он мне не дал, хотя до подписания договора уверял, что все проблемы будут задокументированы».
Новогодние праздники Станислав встретил в поисках МКПП на разборках и в итоге нашел запчасть за $570. Но поломки Chrysler не закончились одной коробкой: «Подняв машину на подъемнике, работники станции обнаружили, во-первых, дырявый, текущий радиатор. Пришлось купить новый за чуть более чем $100. Во-вторых, увидели неработающий, оплавленный вентилятор радиатора (еще $90). В-третьих, указали на „убитый“ ржавчиной подрамник (плюс $80). В-четвертых, сообщили о необходимости замены диска сцепления (новый обошелся в $230). В заказ-наряде с СТО в графе „Окончательная стоимость заказа“ значилась сумма более чем в 13,1 миллиона. Даже если от этой цифры отнять стоимость расходников, которые меняются в любом авто после покупки, сумма выйдет немалая.
Кстати, через пару часов после того, как я забрал машину со станции, внезапно вышел из строя стартер. Сценарий повторился: эвакуатор, СТО, поиск по разборкам, замена. Еще минус 800 тысяч. В середине января моему кошельку вновь пришлось пережить последствия некачественной диагностики при покупке авто. В этот раз автомобиль просел на заднее правое колесо, стал ехать так, как будто забыли снять с ручника. Меня трясло, как в самолете при взлете. На СТО сказали, что нужно менять амортизаторы. Позже, когда ехал по неосвещенной „двухполоске“ на скорости около 100 км/ч, погас свет. Я успел остановиться, через минуту все заработало. Потом обнаружил и протекание охлаждающей жидкости в двигатель. Сейчас автомобиль снова на ходу, но по инерции жду следующей поломки. Однако надежда все же не угасает».
«Мой случай показывает уровень квалификации специалистов, их отношение к клиентам и риск, которому подвергает себя человек, решивший воспользоваться услугами подобных фирм, — резюмирует Станислав. — В итоге я жалею о том, что потратил время, деньги и нервы на услугу, которая была оказана некачественно и не в полной мере. Тем не менее я не собираюсь обращаться с заявлениями или исками в какие-либо структуры. Если бы в акте выполненных работ был указан результат диагностики (по пунктам), то можно было бы разбираться. А так — „Исполнитель выполнил свои обязательства в полном объеме“».
В разрез слов Станислава представитель фирмы, куда обращался автомобилист, утверждает: «Мы всегда выдаем акт осмотра, где перечисляются проблемы машины. Это наше правило. На рынке немало ЧУП, подобных нашему, но конкуренция все же чувствуется. Стоимость оценки уже выбранного авто варьируется от 50 до 200 долларов, за подбор по заданным параметрам просят от 300 до 400 долларов (для машин стоимостью до и более 10 тысяч у. е.). В такой конкурентной среде мы дорожим репутацией. Сейчас решаем вопрос, как и в какой мере компенсировать затраты Станислава. Мы не забываем об этом инциденте, хотя и нельзя сказать, что в ситуации есть наша вина. Мы проверяем определенные узлы: осматриваем кузов, подвеску на подъемнике, проверяем электронику, изучаем работу в реальном времени после пробега. За это и отвечаем. Определить поломку коробки передач — к слову, нестандартной для Chrysler Neon — без разбора практически невозможно. Тем не менее мы готовы были оплатить работы по замене сломанной КПП, однако клиент решил обратиться на СТО, с которой у нас нет договоренностей. Все же часть потраченных им денег мы собираемся возместить».