К середине семидесятых годов базовая модель АЗЛК – Москвич 412 безнадежно устарела, а разработка принципиально новых Москвичей серии 3-5 и серии С зашла в тупик. Все это, наряду с финансовыми трудностями завода и анархией, наступившей после ухода Андронова на пенсию, сопровождающейся постоянной сменой руководства, привело к тому, что в 1975 году начались работы над машинами двух семейств — Москвич-1500 и Москвич-1360.
В соответствии с действовавшей отраслевой нормалью автомобиль с полуторалитровым двигателем М- 412 получил обозначение Москвич-2140, а автомобиль с двигателем М-408 объемом 1360 см³ - Москвич-2138. Машины должны были отличаться друг от друга только силовыми агрегатами. Нужно было создать современный автомобиль, минимально изменив прежнюю конструкцию. И эта сложная задача была решена, насколько это было возможно в тех условиях. Из кузовных панелей изменениям подверглись только капот и крышка багажника. Основа кузова осталась прежней. Тем не менее, образ автомобиля стал другим, более современным.
Москвич-2140-121 — модификация такси, с дефорсированным двигателем под бензин А-76, таксометром и обивкой из кожзаменителя. Модификация такси выпускалась с 1982 года по 1987 год. Модификация с ручным управлением для инвалидов называлась Москвич-21403 и производилась с 1980 года по 1987 год. Эта модификация была оснащена дефорсированным двигателем УЗАМ-412Д. Ручные рычаги тормоза и сцепления находились по обе стороны от рулевого колеса. Для нужд медицинской службы выпускался Москвич-21401. Москвич-21402 — модификация с правым рулём. Для работы в условиях тропического климата выпускался Москвич-214027. Москвич-2315 — модификация с кузовом пикап. Эти машины делали в 1984—1988 гг. Штампов на кузов типа пикап не существовало. Он делался вручную из бракованных кузовов фургон, универсал и даже седан, который менее всего подходил для такой переделки. В серии 1360 модификаций было немного: седан, универсал, фургон и автомобиль медицинской службы Москвич-21381, который выпускался с 1976 года по 1981 год.
Автомобили семейства 1360 и 1500 были предназначены для перевозки 4-х человек и груза в багажнике до 50 кг. При движении автомобиля по дорогам хорошего качества и при отсутствии груза можно было перевозить до пяти человек. При этом давление воздуха в шинах задних колес должно было быть повышено до 1,9 кгс/см². На крыше кузова можно было устанавливать дополнительный багажник для груза. Масса этого груза вместе с багажником не должна была превышать 60 кг, а полная масса автомобиля при этом не должна была превышать массу, указанную в технической характеристике.
В 1982 году Москвич-2140 прошёл небольшую модернизацию: на передних дверях были убраны форточки, изменена конструкция бамперов, упрощена отделка кузова — сняты декоративные молдинги и эмблемы с боковин кузова. В серии 1500 было много различных модификаций автомобилей. Например, Москвич 2140 «Люкс» (SL), который был нацелен на экспортные рынки. Только разработка интерьера обошлась заводу в 80 тысяч долларов, который в последствии так и не воплотился в жизнь. Тем не менее, удалось сделать практически все, что было возможно. На ней появилась «низкая» панель приборов, отделка салона югославской фирмы Saturnus, новые бампера и фонари, а некоторые экземпляры даже окрашивали «металликом», впервые в отечественном автомобилестроении.
Кардинальным изменениям подвергли интерьер. Разработаны новая травмобезопасная панель приборов с новым рулем, с новой комбинацией приборов с круглыми циферблатами, новые сидения с подголовниками, обивка салона перфорированным кожзаменителем или ворсистой тканью, различных цветов и другие детали.
Система освещения получила аварийную сигнализацию, а стоп-сигналы и указатели поворотов «ночной» режим работы - днем они горели ярко, но при включении наружного освещения, дабы не слепить водителей сзади, слабее.
Двигатель УЗАМ-412 оснащали сначала карбюратором ДААЗ-2101-412, а позднее ДААЗ-2140. Двигатель объемом 1480 см3 выдавал 75 л.с. при 5800 об/мин и 114 Нм крутящего момента при 3800 об/мин. Максимальная скорость – небольшая, всего 142 км/ч. Зато расход топлива – 8.8 л/100 км. Тормозная система получила передние дисковые тормоза, скобы которых имели по две пары рабочих цилиндров и вакуумный усилитель, который изготавливался по лицензии фирмы Girling. Многие машины Москвич-2140 оснащались радиальными шинами с металлокордом.
Переход на новую модель стали осуществлять в конце 1975 года, а первые серийные машины начали сходить с конвейера в начале 1976 года. 25 августа 1980 года с конвейера сошел 3-х миллионный Москвич. Им был Москвич-2140.