Объявление об услугах данных мастеров вы никогда не встретите в газете, а обратиться "с улицы" за помощью к таким специалистам просто невозможно. О нюансах ремонта автомобилей "в гараже" - в интервью с одним из подпольных мастеров.
- Как давно ты занимаешься ремонтом автомобилей?
- У меня отец - заслуженный мастер спорта СССР по автомобильному спорту, гонял в свое время на "Волге". Потом, правда, класс закрыли, он стал тренером. А говорю я все это к тому, что интересуюсь машинами благодаря отцу лет с пяти, достаточно рано стал разбираться во всех тонкостях ремонтного дела. Только отцу больше нравились слесарные работы, а мне - малярные. Собственно ими теперь и занимаюсь вместе с "корешами", зарабатывая на кусок хлеба.
- Почему клиентам проще обратить "на гараж", чем на СТО? Там берут меньше за работу?
- Вовсе не обязательно! Приведу случай из личного опыта. В соседнем гараже занимаются преимущественно кузовными работами, но ради исключения иногда красят. Одному клиенту на Honda нужно было подкрасить заднюю часть автомобиля. Они взяли за это 700 долларов - мои ребята сделали бы за 500, а качество работы было бы лучше. Поэтому не факт, что в гараже дешевле. Все зависит от клиента - некоторых "разводят" на такие суммы, что волосы дыбом.
- Как много людей занято таким бизнесом?
- Вот смотри: у меня в массиве 10 пролетов, в каждом - как минимум 10 человек. То есть уже человек 100 в одном кооперативе, а теперь подумай, сколько их в Минске!
- Какими негативными последствиями чреват такой бизнес?
- Да никакими. Система отлажена. У нас хороший председатель, мы с ним контачим. Узнал он, что "органы" должны нагрянуть, - сообщает нам об этом обычно за день. Конечно, не за спасибо. Мы либо там не появляемся, либо калитку закрыли - и все. У нас камера висит - на чужаков мы просто не реагируем. Пожарники, налоговики, обэповцы, обычные менты - у них у всех тоже есть машины, поэтому договориться можно всегда. Зачастую даже предлагать не приходится - сами говорят: "Смотрю, ты красишь? А вот мне бы крылышко и бамперок…" Правда, теперь тенденция такая, что все относят трудовые на СТО, - налог на тунеядство дает о себе знать! Трудовую пристроить куда-то нужно при любом раскладе. Времени, конечно, официальная работа отнимает достаточно, но есть и плюсы: можно хорошую клиентскую базу наработать и потом работать с этими же клиентами, но у себя в гараже.
- А как вообще появляются в гаражном бизнесе?
- Начинают пацаны при любом раскладе с работы на СТО: идут в интересующий их отдел и набираются опыта. Там же находят первых клиентов: люди сами попросят номер телефона, если им понравится твой подход к делу. Им проще идти вторично к проверенному спецу, чем наобум на СТО.
- Есть ли у вас конкуренция между собой?
- У нас в принципе конкуренции быть не может, потому что клиенты разные: к ним едут их знакомые, к нам - наши. Но вместе с этим фактор человеческой зависти есть определенно. Два раза на нас вызывали налоговиков. Спасало то, что есть свои люди, которые сразу "шестеркам" объяснили, что "сдавать" нехорошо. В остальном со всеми дружеские отношения. Автомобилей в Минске столько, что станций не хватает, поэтому какая уж тут борьба за клиента в массиве?! Их тут хоть лопатой выгребай! Вот, допустим, нужно мне вечером загрунтовать крыло, чтобы подольше завтра поспать, а грунта нет. На рынок ехать уже поздно. Что делать? Иду к соседу: "Слушай, дружище, дай мне 300 граммов грунта. Я откуплю и принесу тебе". Он соглашается, а я иду и выполняю свое дело. Соответственно человек знает, что в другой ситуации он придет ко мне с аналогичной просьбой - я его выручу.
- Насколько часто клиенты недовольны результатом?
- Многое зависит от самих клиентов и их просьб. Есть такие, которые изначально из желания сэкономить соглашаются на "абы с рук". А когда делаем так, как попросили, начинаются разговоры в духе "а почему так плохо…". А мы: "Друг, ну ты же хотел за 50 долларов элемент покрасить? Какая стоимость - такая и работа!" Когда говорят о том, что не заплатят вообще, тоже не теряемся: "Денег не дашь? Я твою "тачку" оболью кислотой - делай с ней что хочешь!" Вообще самая распространенная работа - "лепка пирога", чтобы для вида. Просят выполнить ее исключительно перекупщики. Например, дырки в порогах пенятся, заваливаются шпаклевкой и красятся сверху. Машина выглядит свежо, техосмотр проходит - этого достаточно! Хотя подлатать порог правильно времени займет столько же, сколько "слепить". Другое дело, что расходный материал будет дороже.
- Наверное, перекупщики - легкий хлеб для мастеров в гаражах?
- Тут как посмотреть! Жалоб от них, конечно, не будет, но и денег больших они тебе не заплатят, а времени убьешь на работу много. Зато постоянный поток автомобилей однозначно на руку. Есть, правда, и те, кто с перекупщиками вообще не контачит. Почему? Они берут за работу 150 долларов за обычный элемент, 200 - за крыло. Для перекупщиков это дорого. А мастерам с хорошим количеством знакомых получать за то же время меньше денег не хочется.
- Обычно подобный бизнес начинает не один человек. Как найти компаньона?
- Многие работают семьями. Скажем, отец всю жизнь чинил машины, а теперь привел в свое дело детей. Вариант идеальный, потому что полное доверие. Но таких случаев на самом деле немного. Зачастую приходишь на СТО, работаешь там с людьми - образуется компания. Если тебя все в ней устраивает, идете вместе на гараж.
- Какой вид услуг приносит наибольшую прибыль?
- Наверное, выгоднее всего иметь свой эвакуатор. Зимой заработать с ним три тысячи в месяц не проблема: машин, которые не завелись утром, навалом, а на СТО их нужно как-то доставлять самостоятельно - клиентов у тебя значительно прибавится. К тому же при желании можно дополнительно поработать на какую-нибудь службу.
- Сколько можно заработать в среднем "на гараже", занимаясь исключительно ремонтом автомобилей?
- От 500 до 2000 долларов можно иметь без проблем. Все зависит от качества и быстроты твоей работы, желания и трудолюбия. Вообще, гаражи для тех, кто уже отошел от раздолбайства, потому что просто так даже оклад 200 "баксов" тут, как на СТО, не получишь - придется поработать.
- Насколько легко найти гараж и сколько стоит его аренда?
- Дело это непростое. Выйти на хозяина кооператива крайне трудно. Поэтому нужно изначально хорошо заплатить председателю, чтобы он дал номер телефона, либо обращаться к посредникам, но это тоже дополнительные расходы немаленькие. Стоит гараж в месяц в среднем 100 долларов. Но есть цены как ниже, так и выше. Напрямую выйти на собственника гаража тяжело. Даже если и есть объявления такого характера, то обычно с пометкой "сдаю для личный целей". Почему? Потому что, если придет налоговая, получит не только арендатор, но и арендодатель, так как для сдачи гаража должен быть заключен договор, а это крайне невыгодно обеим сторонам. В случае с личным пользованием вероятность появления налоговой гораздо ниже.
- О заработке мы поговорили. А сколько часов в день ты работаешь?
- Работать я начинаю в 11.00-12.00 часов и заканчиваю к полуночи. Как видишь, не так уж легко дается привлекательная на слух сумма. Особенно если учесть, что работаю я почти без выходных.