Киногероини переживают непростые времена. Несмотря на огромный коммерческий успех таких серий, как «Голодные игры» и «Сумерки», число женских персонажей в голливудских фильмах продолжает сокращаться. Согласно последним исследованиям, в 2012 году на счету у женщин было лишь 28% от всех активных ролей в кино, притом что пять лет назад эта цифра составляла 33%.
На юбилейном, 70-м по счету Венецианском кинофестивале моду на киногероинь пытается вернуть космический триллер «Гравитация» с Сандрой Буллок в главной роли, и Альфонсо Куарону стоило немалых трудов отстоять свое желание сделать центральным действующим лицом именно женщину. 28 августа «Гравитация» открывает старейший в мире киносмотр, а мы пока можем проникнуться общим духом фестиваля и немного поностальгировать. Оставим за кадром таких культовых боевых героинь, как Сара Коннор и Эллен Рипли (их величие не подлежит сомнению), и вспомним канонические, наиболее сильные и интересные женские характеры в мировом кинематографе за последние 60 лет.
Марго Ченнинг (Бетт Дэвис)
«Всё о Еве», 1950
Популярная бродвейская актриса, к которой вместе с годами приходит опасение за то, что ее карьера приближается к закату. В ее жизнь врывается молодая поклонница Ева Харрингтон, которая пытается присвоить себе ее друзей и ее грядущие роли. В чем-то она преуспеет, но сильная и независимая Марго, в отличие от Евы, всегда будет оставаться самой собой и в итоге получит то, что куда ценнее богатства и славы. Интересно, что на момент съемок у Дэвис был ровно такой же багаж проблем, как и у ее героини. Она разорвала контракт с Warner Bros. и достигла того возраста, когда многие начинают играть в основном роли второго плана, но именно картина Джозефа Лео Манкевича помогла обрести ей второе дыхание.
Вероника (Татьяна Самойлова)
«Летят журавли», 1957
Один из главных женских образов советского кинематографа. Татьяна Самойлова в роли Белки, на чьи хрупкие плечи пришлось такое количество страданий, какое, казалось бы, могла перенести только русская женщина. Трагическая роль Самойловой не только служит напоминанием о самом страшном событии прошлого века, но и до сих пор вдохновляет зрительниц и помогает им преодолеть любые трудности.
Элизабет и Альма (Лив Ульман и Биби Андерссон)
«Персона», 1966
Одна — известная театральная актриса, другая — ее сиделка. Одна никогда не говорит, другая никогда не замолкает. Пожалуй, в наиболее сложном своем фильме Ингмар Бергман помещает этих двух чертовски похожих внешне и непохожих внутри женщин в замкнутое пространство, заставляет их обмениваться масками и в итоге полностью стирает между ними границу. Оказывается, одну из главных ролей в своей жизни можно исполнить, проронив за весь фильм лишь несколько слов.
Клавдия Вавилова (Нонна Мордюкова)
«Комиссар», 1967
Быть может, главная роль в карьере великой Нонны Мордюковой — комиссар Красной армии. Главным принципом для героини является преданность — себе, своей семье и своей родине. Клавдия собирается родить ребенка, и ее размещают у бедной еврейской семьи. Но она настоящее воплощение революции. Она не может сидеть сложа руки и готова пойти на любую жертву во имя страны и людей. Это роль, которую впоследствии оценили по достоинству не только в России. Именно за нее Британская энциклопедия включила Мордюкову в список десяти лучших актрис XX века.
Розмари Вудхауз (Миа Фэрроу)
«Ребенок Розмари», 1968
Поначалу Роман Полански отказывался брать Миа Фэрроу на главную роль в свой параноидальный триллер, но с выходом фильма стало ясно, насколько же он ошибался. Актриса создала незабываемый жертвенный образ женщины, находящейся на грани безумия и начинающей подозревать, что является лишь пешкой в одной большой дьявольской игре. Дополнительный стимул игре Фэрроу придал состоявшийся в период съемок ее развод с мужем Фрэнком Синатрой.
Девушки-зенитчицы (Ирина Шевчук, Ольга Остроумова, Елена Драпеко, Ирина Долганова, Екатерина Маркова)
«А зори здесь тихие», 1972
Пять девушек, которые показали, что героями на войне становились не только мужчины. Пять девушек со своими мечтами и планами, которые в одночасье сломает война. Пять девушек, которые совершили настоящий подвиг и на десятилетия вперед стали одними из главных кумиров для отечественных кинозрителей.
Энни Холл (Дайан Китон)
«Энни Холл», 1977
Главная героиня в карьере Вуди Аллена. Нервозная и неуклюжая поначалу, ближе к концу (как фильма, так и их отношений с Элви Сингером) Энни становится чуть ли не самой живой, свободной и загадочной женщиной в истории кино. Такой, что найти к ней подход так и не удается и самому Аллену.
Кларисса Стерлинг (Джоди Фостер)
«Молчание ягнят», 1990
Такой отваги, решимости и преданности делу не ждал от, казалось бы, застенчивой девушки даже хитроумный Ганнибал Лектер. Ученица академии ФБР с триумфом сдает свой первый сложнейший экзамен. Ей удается справиться со всеми загадками доктора Лектера и поймать серийного убийцу Баффало Билла, а сыгравшая Клариссу Джоди Фостер получает свой второй в карьере «Оскар».
Тельма Дикинсон и Луиза Сойер (Джина Дэвис и Сьюзен Сарандон)
«Тельма и Луиза», 1991
В ставшем предметом любви для феминистских кругов роуд-муви Ридли Скотта речь идет про двух девушек, в одночасье ставших преступницами, противоположных характером, но одинаково сильных. Легкомысленность и игривость одной сплетаются с рассудительностью и жесткостью другой в сложнейший клубок отношений, оказывающийся на деле одним из самых убедительных примеров женской дружбы в кинематографе.
Дана Скалли (Джиллиан Андерсон)
«Секретные материалы», 1993—2002
Героиня, ставшая любимой для миллионов телезрителей. Гениальный секретный агент ФБР формирует вместе с Малдером, пожалуй, главный телевизионный дуэт конца XX века. В их пару она привносит хладнокровие, рациональность и вечный скепсис, а под конец сериала и вовсе оттесняет своего напарника на второй план.
Мардж Гандерсон (Фрэнсис МакДорманд)
«Фарго», 1995
Образ, который отважен настолько, насколько только может быть отважным в этой комедии абсурда. Шайке незадачливых преступников бой дает не просто женщина, но женщина на седьмом месяце беременности. Джоэл Коэн посоветовался с братом и решил предложить главную роль в их новом фильме своей жене. Он не прогадал: картина стала триумфом как для МакДорманд, так и для Коэнов, завоевав премии «Оскар» за лучшую женскую роль и лучший сценарий.
Джеки Браун (Пэм Гриер)
«Джеки Браун», 1997
Одинокая 44-летняя стюардесса, которая занимается транспортировкой денег для беспощадного торговца оружием Орделла Робби. Ей хватает отваги, чтобы с поразительной невозмутимостью пройти через испытания, которые приготовил ей мир гангстеров, пушек, наркотиков и грязных денег. Хватает смекалки, чтобы обвести вокруг пальца самого Сэмюэла Л. Джексона, и хватает харизмы, чтобы стать одной из ярчайших женщин в фильмографии Квентина Тарантино.
Лола (Франка Потенте)
«Беги, Лола, Беги», 1998
Разъяренный бык в теле хрупкой рыжеволосой красавицы. У нее есть ровно 20 минут, чтобы достать каким угодно образом сотню тысяч немецких марок и тем самым спасти своего любимого. У нее есть три попытки, и с каждой новой ей необходимо проявлять все большую смекалку и все большую решительность. А еще у нее есть заряд драйва, которого хватило бы на десяток экшн-героинь.
Мануэла (Сесилия Рот)
«Всё о моей матери», 1999
Одинокая мать, теряющая своего сына и отправляющаяся в Барселону на поиски его отца. Там она помогает другим находящимся в беде женщинам (и не только женщинам) и получает шанс начать свою жизнь сначала. Своим творчеством Педро Альмодовар заслужил звание главного специалиста по женским характерам, и созданный мастером образ Мануэлы — это ода сильному женскому духу и истинному материнскому инстинкту.
Эрин Брокович (Джулия Робертс)
«Эрин Брокович», 2000
Мать-одиночка, не побоявшаяся объявить войну зловещей корпорации и ставшая героем не только для женщин, но и для всего американского рабочего класса. Оставшись без работы и надежд на будущее, она собирает силу в кулак и доказывает всем, что справедливость — это еще не до конца забытое понятие.
Грейс Маллиган (Николь Кидман)
«Догвилль», 2003
Позиция, на которой могла бы оказаться любая из героинь Ларса фон Триера. В этой кинопьесе Грейс словно загнанный зверь, которого в итоге освободят из клетки, и тем, кто ее обидел, наказания не избежать. Кидман, без сомнения, исполнила одну из лучших в своей карьере ролей. Чувственно, страстно и чертовски мучительно.
Мэгги Фитцжеральд (Хилари Суэнк)
«Малышка на миллион», 2004
Ей уже за тридцать. С 13 лет она работает официанткой в забегаловке, чтобы свести концы с концами. О прошлом она старается забыть, а в беспросветное будущее отказывается верить. Но она знает, что рождена быть чемпионом, а ее стальной хватке могли бы позавидовать и многие герои Клинта Иствуда. Она выходит на боксерский ринг и отправляет в нокаут одну соперницу за другой, доказывая свое право называться сильнейшей, а фильм в один момент неожиданным ударом отправляет в нокаут самого зрителя.
Ли Кым Чжа (Ли Ён Э)
«Сочувствие госпоже Месть», 2005
Главная героиня заключительной части «трилогии о мести» Пак Чхан Ука. В отличие от О Дэ-су в «Олдбое», она знала, за что находится в заключении 13 лет, но, как и он, вынашивала план мести, обзаводясь при этом полезными связями. Ангел и дьявол в одном лице, она поддерживает людей, которые нуждаются в помощи, и безжалостно мстит тем, кто этого, безусловно, заслуживает. И месть эта оказывается куда более масштабной, чем можно было бы себе представить.
Джуно МакГафф (Эллен Пейдж)
«Джуно», 2007
Бойкая 16-летняя девчушка, чьи гормоны берут верх над не по годам развитым интеллектом. Она залетела после первой же ночи с бесхребетным героем Майкла Сера, быстро отмела прочь все мысли об аборте и перенесла беременность с недюжинной выдержкой и поразительной самоиронией, доказав, что порой и самим взрослым есть чему поучиться у подростков.
Лисбет Саландер (Нуми Рапас / Руни Мара)
«Девушка с татуировкой дракона», 2009 / «Девушка с татуировкой дракона», 2011
Холодная девушка-гик с тяжелой судьбой и нелюбовью к людям — Стиг Ларссон создал один из наиболее отталкивающих, и в то же время притягательных женских образов, а шведская и американская актрисы в свою очередь мастерски перенесли его на экран, сумев при столь экстравагантном внешнем виде заострить внимание зрителей именно на внутреннем мире персонажа. Споры о том, кто же все-таки более убедительно справился со своей ролью, не утихают до сих пор.