7 декабря на заводе корпорации «Богдан» в Черкассах стартовала сборка китайского седана JAC J5, к которому вскоре присоединится и кроссовер S5 той же марки. В этой статье мы расскажем о самом процессе производства JAC J5 и о заводе в Черкассах в целом.
Что бы ни говорили об отечественном автопроме скептики, куда бы они его ни посылали и как ни осыпали бы проклятиями, глупо отрицать, что любой проект по выпуску автомобилей, будь то крупноузловая сборка или производство полного цикла, важен и нужен Украине. Нужен для развития отрасли и экономики в целом. Новое производство – это рабочие места, выплаты в бюджет и так далее. Импортировать и продавать, безусловно, намного проще, однако социальной пользы от этого меньше. Корпорация «Богдан» выбрала обе дороги – и продавать и производить. На втором пути у «Богдан» давно налажены отношения с АвтоВАЗом, Hyundai и Great Wall, а теперь появился новый партнер – китайский JAC. Компания у нас пока не слишком известная, но это, вероятно, лишь вопрос времени. Историю JAC, к слову, мы расскажем отдельно.
На то, чтобы наладить конвейер для производства седана JAC J5 в Черкассах, понадобилось несколько месяцев. Намного больше времени понадобиться на то, чтобы загрузить этот конвейер. В Черкассах готовы производить до 30.000 автомобилей JAC в год, однако до таких показателей пока далеко. В следующем году «Богдан» планирует собрать 5000 машин, а до конца декабря нынешнего года лишь несколько сотен. Важно также понимать, что речь идет не о крупноузловой, а о мелкоузловой сборке (так называемой CKD-сборке) с локализацией на уровне 51%. И эта цифра должна расти. Комплектующие для JAC J5 уже сейчас поставляет три десятка украинских компаний, что также очень хорошо для экономики. Речь идет об аккумуляторах, колесных дисках, электронике, стеклах, резино-технических изделиях и так далее. В будущем «Богдан» обещает локализировать и интерьер седана, на что добро от JAC уже получено. Для конечного потребителя все это хорошо тем, что цена автомобиля по сравнению с аналогичным, импортированным из Китая, будет ниже. В «Богдан» оценивают разницу в 10.000 грн. для J5 и в 15.000 для кроссовера S5, который будет запущен в производство через три-четыре месяца.
Кузовные панели в Черкассы доставляются из Поднебесной. Здесь происходит сварка. Она не автоматизирована, то есть все операции выполняют сотрудники завода. Пропускная способность конвейера – 15 кузовов в час, хотя во время экскурсии нам говорили о 7,5 кузовах в час. После сварки кузова поступают в лабораторию измерения геометрии, где осуществляется контроль качества на оборудовании Carl Zeiss с граничной допустимой погрешностью 0,1 мм на участке 1.000 мм.
Далее готовый кузов отправляется на грунтовку и покраску. К сожалению, в цех покраски, вопреки просьбам, нас не пустили, поэтому об этом процессе мы можем сказать лишь то, что пропускная способность цеха равна 30 кузовам в час (такой же мощностью обладает и цех окраски пластиковых деталей), а все работы по покраске производятся на роботизированном оборудовании фирмы KUKA. Технически завод способен обеспечить покраску в одиннадцать цветов, но для J5 пока предусмотрено лишь четыре. А еще нам рассказали, что в цехе окраски кузовов установлена адсорбционная система с дожигателем, через которую ежегодно проходит 84.000 кубометра газопылевого потока. Таким образом «Богдан» заботится об окружающей среде.
После покраски наступает этап сборки. Устанавливаются крылья, двери, капот и багажник. Затем собирается интерьер и устанавливаются самые важные узлы и агрегаты – двигатель, трансмиссия, подвески и так далее. Ну, и на завершающей стадии прикручиваются колеса, заливаются рабочие жидкости, автомобиль встает «на ноги» и отправляется на линию контроля качества. Она тоже не автоматизирована, то есть сотрудники завода ищут возможные дефекты «на глаз».
Хотелось бы отметить, и вы наверняка видите это на фотографиях, что завод в Черкассах – не «совковое» предприятия с облупившейся краской на стенах и сотрудниках в засаленных комбинезонах. Процесс производства автомобилей корпорация «Богдан» организовала аккуратно, с соблюдением достаточно высоких норм безопасности труда. Во всяком случае, условия работы здесь значительно лучше, чем на некоторых других украинских автозаводах. Хочется верить, что это обстоятельство вдохновляет сотрудников «Богдан» делать свою работу максимально качественно.